МЭР за саморегулирование третейских судов, Минюст - против
Минэкономразвития (МЭР) и Минюст параллельно разработали два варианта реформы, направленной на ликвидацию «карманных» третейских судов, и сейчас спорят, чья концепция лучше.
Ведомство экс-министра Андрея Белоусова разрабатывало документ по поручению премьер-министра Правительства РФ Дмитрия Медведева. Аналогичное поручение от Президента РФ Владимира Путина получил министр юстиции Александр Коновалов. В послании Федеральному собранию 12 декабря прошлого года Минюст назначен ответственным за его реализацию.
Согласно официальной статистике, сейчас в России действует около 1,5 тыс. третейских судов, по экспертным оценкам — около 2 тыс. Причем многие суды создаются под одно конкретное дело, а по завершении спора ликвидируются. Поэтому, как следствие, выносятся некачественные решения. Так, в 2012 году арбитражные суды рассмотрели 351 заявление об отмене решений третейских судов (удовлетворено 20%) и примерно 4 тыс. заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (удовлетворен 81%).
Главная новация МЭР, направленная на ликвидацию «карманных» судов, - введение регистрации и реестра судов, против чего категорически выступает Минюст.
Учитывая, что сегодня правовые механизмы для ликвидации «лжесудов» отсутствуют МЭР и предложило ввести регистрацию постоянно действующих судов в специальном открытом реестре. В него будет вноситься информация об учредителе и наименовании суда, порядок включения и исключения из реестра. То есть люди, которые создают суд под конкретное дело, не смогут числиться в реестре. Во-первых, они должны будут соответствовать определенным требованиям. Во-вторых, отозвать лицензию у такого суда можно будет, например, по заявлению недовольной стороны. Таким образом, регистрация станет своеобразным барьером для недобросовестных участников.
Полномочия по ведению реестра МЭР предлагает возложить на Минюст или специально созданное при нем учреждение, а в дальнейшем — проработать механизмы репутационной ответственности судей и прийти к «самоорганизации профессионального сообщества».
Кстати, ввести регистрацию ранее предлагал РСПП. «Госрегистрация третейских судов и контроль над ними на первом этапе необходимы, — убежден управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин. — В последующем они могли бы быть заменены институтами саморегулирования — после того как сложится круг постоянных третейских судов, которых должно насчитываться не больше нескольких десятков».
Но Минюст против механизма регистрации и саморегулирования, которые, дескать, не способны навести порядок в деятельности третейских судов. Вместо этого ведомство предлагает определить «орган текущего содействия и контроля в отношении арбитража», ввести норму, по которой решения третейских судов могут быть исполнены только путем обращения в компетентные суды, и систему депонирования решений, отменяющую возможность выносить решение задним числом.
С позицией ведомства Александра Коновалова солидарен и Высший арбитражный суд (ВАС). В ВАС считают, третейские суды являются институт ом гражданского общества, в основе которого лежит принцип диспозитивности и свободы договора. Поэтому обязательная регистрация не упорядочит работу третейских судов. Наиболее действенными мерами могли бы быть установление уголовной и гражданско-правовой ответственности арбитров и введение более жестких требований к их квалификации.
Между тем, необходимость уголовной ответственности для недобросовестных судей сближает позиции двух ведомств. Также они предлагают наделить некоммерческие организации (торговые палаты, бизнес-ассоциации и т.д.) преимущественным правом создавать третейские суды. Кроме того, МЭР хочет дополнить требования к судьям другими критериями: не моложе 25—28 лет, высшее образование и т.д.
Примерно одинаково ведомства смотрят и на необходимость расширения компетенции третейских судов в отношении корпоративных споров.
По информации РБК daily, в ближайшее время вопросы реформирования третейских судов будут обсуждаться на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Поручение Владимира Путина должно быть выполнено до 1 июля, поэтому спор министерств разрешится в ближайшие дни.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru