Минстрой и свободная трактовка федерального законодательства
В Минстрой полагают, что сотрудники министерства могут входить в состав коллегиальных органов управления Национальных объединений СРО. При этом законодатель еще в 2017 году запретил чиновникам участвовать в управлении Некоммерческими организациями. Аргументируя свою позицию, замминистра Дмитрий Волков забыл о верховенстве федерального законодательства.
Позиция Минстроя отражена в письме замминистра Дмитрия Волкова, которое на своем сайте опубликовали наши коллеги –информационный портал Правда о СРО. Документ был направлен в ответ на запрос Руководителя исполнительной дирекции Научно-образовательного консорциума «Управление знаниями в строительной отрасли» Евгения Каранта, который активно стремиться привлечь внимание профессионального сообщества к существующей проблеме.
По мнению эксперта, сотрудники Минстроя не могут быть членами Советов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79 от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ». Указанная норма четко запрещает гражданским служащим входить в состав коллегиального органа управления Некоммерческой организации. Напомним, что, согласно Градкодексу, коллегиальным органом управления Национального объединения СРО является Совет этого объединения.
Многие участники профессионального сообщества полагают, что присутствие сотрудников Минстроя в Советах НОСТРОЙ и НОПРИЗ может привести к злоупотреблению власти представителей Министерства и оказать давление на саморегуляторов.
В своем письме замминистра Дмитрий Волков ссылается на Пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79, в котором помимо установленных запретов, предусмотрены исключения. В качестве одного из исключений в отношении данного запрета указано, что гражданский служащий вправе входить в органы управления некоммерческих организаций в случаях установления такой возможности федеральными законами.
Однако юристы нашего портала, которые много лет взаимодействуют с законодательством, регламентирующим деятельность СРО, не нашли ни одного федерального закона, установившего ту самую возможность.
Кроме того, заместитель министра напомнил о статьях 123.1 и 123.8 Гражданского кодекса, а также статьях 2 и 11 Федерального закона № 7 от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях», согласно которым ассоциация (союз) есть разновидность некоммерческих корпоративных организаций, отличительными признаками которой являются, во-первых, добровольность либо обязательность объединения на основе общности интересов, во-вторых, членство, которое предоставляется не только физическим лицам (гражданам), но и юридическим лицам, в-третьих, ассоциация (союз) создается с целью представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. При этом пунктом 5 статьи 123.8 ГК РФ предусмотрено, что особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.
«Таким специальным законом для Национальных объединений СРО является Градостроительный кодекс, - подчеркивает Дмитрий Волков, - который статьей 55.22 ГрК РФ предусмотрел вопросы, связанные с деятельностью совета Национального объединения СРО. Так, согласно части 2 статьи 55.22 ГрК РФ Совет избирается в количестве не более чем тридцать человек Всероссийским съездом СРО тайным голосованием и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть в порядке, установленном уставом Национального объединения саморегулируемых организаций».
Замминистра зачем-то отметил, что законодатель установил порядок, при котором принятие Устава Национального объединения и утверждение внесенных в него изменений осуществляются только Всероссийским съездом СРО соответствующего вида.
Главным аргументом Дмитрия Волкова, является то, что действующая редакция устава НОСТРОЙ устанавливает порядок формирования Совета из числа лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов или являющихся руководителями постоянно действующих коллегиальных органов управления СРО — членов НОСТРОЙ, а также из лиц, независимых от конкретных СРО (независимые члены) — представителей профильных Комитетов (Комиссий) палат Федерального Собрания Российской Федерации, департаментов Аппарата Правительства Российской Федерации и представителей федеральных органов исполнительной власти.
В связи с этим Дмитрий Волков полагает, что доводы экспертов не нашли своего подтверждения.
Возможно, замминистра забыл о статье 3 Федерального закона № 184 от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая устанавливает главенство федерального законодательства над законами и иными нормативные правовыми актами субъектов Российской Федерации. С учетом указанной нормы странно допускать, что Устав Национального объединения, который является внутренним документов организации, может быть использован, чтобы дополнить положения федерального закона, установившего запрет на включение чиновников в органы управления Некоммерческой организации. Тем более, что этот самый федеральный закон включает перечень исключений, который может быть дополнен только другими федеральными законами, а никак не Учредительным документом Некоммерческой организации, которым является Устав НОСТРОЙ. Напомним, что в состав Советов НОСТРОЙ и НОПРИЗ входит Сперанский Олег Вадимович, который является Директором Правового департамента Минстроя.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru