О работе НОИЗ и СРО, входящих в его состав
Как известно с 1 января 2010 года стройотрасль РФ перешла на систему СРО, полностью отказавшись от государственного лицензирования. Теперь все внутриотраслевые проблемы и задачи решают саморегулируемые организации. Прежде Россия не сталкивалась с системой СРО, хотя саморегулирование не ново и широко применяется в западных странах не первый год. С 2010 года саморегулируемые организации несут финансовую ответственность за деятельность своих членов, а сами строители отвечают за свои ошибки не только рублем, ведь максимальная мера наказания – лишение свободы.
Сообщество инженерных изыскателей еще в прошлом году сформировало Нацобъединение инженерно-изыскательных СРО (кратко НОИЗ). В состав Нацобъединения входит двадцать три саморегулируемые организации со всех уголков страны, общая численность компаний состоящих в этих партнерствах насчитывает четыре тысячи, суммарные годовые обороты которых превышают двести млрд. рублей.
Акимов Андрей Викторович, генеральный директор НП-ЦИЗ, руководитель аппарата НОИЗ поделился в своем интервью успехами и результатами работы НОИЗ.
- Уже более шести месяцев стройотрасль действует по правилам СРО, каковы результаты перехода на новую систему?
- Переход на систему СРО и адаптация к новым правилам в России осложнена рядом нюансов. На данный момент существует масса нерешенных вопросов, требующих ответов, мировой финансовый кризис, также негативно отразился на безболезненном переходе к саморегулированию. Отрасли катастрофически не хватает субсидий и финансовой поддержки и сильней всего это отразилось на деятельности изыскательских компаний. Строительную отрасль переполнили недобросовестные предприятия и фирмы-однодневки, они мешают развитию здоровой конкуренции, их деятельность крайне негативно отражается на работе честных, добросовестных предприятий. Как не прискорбно заявлять, однако часть хлебных контрактов разыгрываются нечестным путем и подписываются подставными лицами. Отрасль погрязла во взяточничестве и коррупции.
- Каким же образом власти и сообщество намереваются бороться с навалившимися проблемами?
- Именно из-за немыслимого количества проблем и катастрофической ситуации в отрасли, властями было принято не простое, но своевременное решение – перевести стройотрасль на систему СРО, тем самым кардинально изменив правила игры. Все СРО в строительстве имеют собственные фонды, из которых и будут осуществляться все выплаты за причиненный участниками рынка ущерб, это решает сразу несколько наиболее актуальных проблем.
Безусловно, система СРО не избавит отрасль от всех ненастий, также не стоит слепо верить в стопроцентное искоренение взяточничества, однако направление в котором двигается отрасль сейчас – выбрано верно.
Саморегулирование дает возможность строительному сообществу, объединившемуся в Нацобъединения, самостоятельно продвигать законодательные инициативы и принимать непосредственное участие в законотворческой деятельности, что является серьезнейшим шагом вперед.
Стоит заметить, что состоявшееся в середине прошлого месяца заседание градостроительных органов стран бывшего Советского Союза выявило интересный момент. Дело в том, что большинство стран содружества положительно восприняли Российскую инициативу по переводу стройотрасли на систему СРО, многие из них намереваются, по примеру РФ, осуществить переход на саморегулирование.
- Чего вы сумели добиться за прошедший период со дня создания НОИЗ?
- Нашему объединению удалось настоять на отказе от двойной системы выдачи разрешений в изыскательной сфере деятельности – это была абсолютно нелогичная, неразумная система. У нас получилось убедить политиков в снисхождении и пересмотре чрезмерно завышенной планки требований, предъявляемых к изыскателям, обслуживающим уникальные и особо опасные объекты. Была проведена масса работы с Министерством регионального развития, многие моменты Перечня опасных видов работ были согласованы с нами, благодаря нам, такое понятие, как «генподрядчик в инженерных изысканиях» - не было внесено в законодательство, это позволило нам уберечь карманы всех наших заказчиков.
Но по праву наибольшего внимания заслуживает вопрос, связанный с полномочиями НОСТРОя, НОИЗа и НОПа. Данная проблема до сих пор находится в подвешенном состоянии. Изначально говорилось о том, что Национальные объединения СРО получат все полномочия по контролю и надзору за деятельностью СРО. В первоначальной версии закона Нацобъединения наделялись максимальными полномочиями, однако спустя какое-то время, ввиду угрозы коррумпирования самих Нацобъединений и опасности того, что те будут пресекать деятельность, не коммерческих недобросовестных партнерств, а как раз честных благонадежных СРО, пытающихся противостоять коррумпированным Нацобъединениям, властями было принято решение пересмотреть законодательство и лишить их ряда прав и возможностей. Более того, на данный момент рассматривается инициатива по наделению Министерства регионального развития правом контролировать и следить за деятельностью Национальных объединений СРО.
- Расскажите о дальнейших планах.
- НОИЗ намеревается развиваться в нескольких направлениях. Мы намереваемся вести законотворческую деятельность, лоббируя интересы наших участников на федеральном уровне, участвовать в разработке новых техрегламентов, создавать нормативную базу, заниматься вопросом обучения и переобучения специалистов и продолжать развивать СРО в стройотрасли. Для создания совершенной системы предстоит решить еще немало вопросов, однако, мы на правильном пути.