О развитии института СРО аудиторов
С 2009 года вступил в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее – Закон № 307-ФЗ), который, как известно, принципиально изменил подходы к регулированию аудиторской деятельности. Новые положения действуют уже третий год, и если 2009 год был переходным, то с 2010 года закон заработал в полную силу.
К обсуждаемым вопросам аудиторской деятельности в экономической литературе добавилась тема эффективности работы саморегулируемых организации аудиторов (далее СРОА). Все аудиторы ждут от своих СРОА определенной защиты, методологической поддержки, лоббирования интересов, но в ряде случаев этого не происходит. Во многом это связано с тем, что не все СРОА проработали и эффективно используют механизмы саморегулирования. В первую очередь, всем СРОА необходимо наладить взаимодействие между собой, чтобы был единый подход к контролю качества, стандартизации. Такие попытки уже есть, что нашло отражение в деятельности Национального совета по аудиторской деятельности, формирование которого началось не так давно. Очень много вопросов возникает к СРОА по поводу аттестации аудиторов, в том числе по работе единой аттестационной комиссии. Серьезные вопросы есть и к системе контроля качества аудиторской деятельности. По мнению некоторых государственных органов, которые курируют аудиторскую деятельность, у СРОА низкий уровень надзора за своими членами, формален и недостаточен контроль качества их услуг (в частности, эта проблема затронута в докладе Минэкономразвития России по саморегулируемым организациям). Если взглянуть на цифры, то контроль качества проходят в год не более 10 % членов СРОА.
Важно отметить организацию процесса регулирования самих СРО со стороны государства. Так как сейчас есть единый орган, регулирующий как национальную политику в области аудита, так и контроль за СРОА в лице Министерства финансов, то в условиях совмещения данных функций сложно говорить об эффективности системы саморегулирования. Есть попытки передать функции контроля за СРОА Росфиннадзору. Тогда Минфин России будет разрабатывать лишь направления развития аудита, а контролировать СРОА будет уже другой государственный орган.
Существуют серьезные проблемы по демпингу. С чем они связаны? Некоторые эксперты утверждают, что важным фактором стал Федеральный закон № 94–ФЗ от 21.07.2005, регулирующий государственные закупки, при проведении которых очень ярко проявляется падение цен, влияющее на весь рынок.
Также на демпинг повлияли и законодательные новации по увеличению порогов обязательного аудита (Федеральный закон от 28.12.2010 № 400-ФЗ). Участники рынка неоднозначно восприняли данные поправки в Закон № 307-ФЗ. Закономерно то, что если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские компании потеряли существенную часть своих клиентов. Вопросы увеличения критериев и, наряду с ним, ответственности за непроведение аудита требуют серьезной проработки. При этом в экономике России есть много отраслей, в которых можно было бы осуществлять серьезный финансовый контроль с помощью аудита. Среди таких отраслей – область личных накоплений, ЖКХ, контроль различных сделок, операций по кредитованию, где аудиторы в том или ином виде могли бы подтверждать информацию. Безусловно, на стоимость аудита в сторону снижения повлияли и кризисные явления в экономике, когда клиенты оказались в тяжелом положении, и аудиторам пришлось очень гибко подходить к вопросу формирования цены.
Самым шокирующим среди мероприятий реформы аудита в России стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов, упоминаемая в ФЗ «Об аудиторской деятельности» в качестве экзамена на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемого «в упрощённом порядке». Согласно Закону, аудиторы вправе его сдавать до 1 января 2013 года. Закон не обязывает аудиторов проходить «упрощённые» испытания, но сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не станет обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 года не смогут не только подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, но осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других типов объектов, упомянутых в статье 5 части 3 Федерального закона № 308 от 30 декабря 2008 года.
Рассмотрев проблемы аудита, можно констатировать, что во многом их решение сводится к эффективности деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Если выбран путь саморегулирования, то и решать проблемы нужно самим профессионалам.
Лысенко Д.В.
Член Правления НП «Аудиторская Ассоциация Содружество»
Советник Председателя контрольно-счетной палаты Москвы,
к.э.н., доцент МГУ им. М. В. Ломоносова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru