"ОПОРА РОССИИ" рассказала, как подтолкнуть бизнес к инвестированию в реставрацию памятников культуры
Председатель Комиссии "ОПОРЫ РОССИИ" по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, Татьяна Львова на площадке круглого стола Ассоциации "Проектный портал" рассказала о том, как общественники предлагают увеличить инвестиции в восстановление памятников культуры. Отмечается, что для сохранения объектов культурного наследия по всей стране нужно более 4 трлн рублей, поэтому не обойтись без частных инвестиций. Для привлечения внебюджетных средств со стороны бизнеса нужны меры государственного стимулирования.
19 апреля проходит круглый стол Ассоциации Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" по теме "Гармоничное развитие исторических поселений и исторических центров регионов России".
В дискуссии приняла участие Председатель Комиссии "ОПОРЫ РОССИИ" по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, Татьяна Львова. Она рассказала о том, как общественники предлагают увеличить инвестиции в восстановление памятников культуры.
Спикер сообщила о том, что для сохранения объектов культурного наследия по всей стране нужно более 4 трлн рублей, поэтому не обойтись без частных инвестиций. Для привлечения внебюджетных средств со стороны бизнеса нужны меры государственного стимулирования.
"Нужно понимать, что инвестирование в восстановление и реставрацию памятников – это не меценатство. Такие инвестиции могу приносить коммерческую прибыль", - отметила Татьяна Львова.
Спикер перечислила три основных предложения, направленных на увеличение инвестиций:
- Нужно снижать административные процедуры, для этого необходимо внести правки в Федеральный закон №73 "Об объектах культурного наследия",
- Меры налогового стимулирования, субсидирование бизнеса,
- Организация работы в регионах.
По словам Татьяны Львовой, именно последний аспект крайне важен.
"Без работы в регионах не получится достичь поставленных целей. Нужно утвердить Федеральную инициативу о сохранении памятников культуры", - считает спикер.
В этой связи она рассказала о таком документе, как Модельный стандарт по сохранению культурного наследия. Есть ряд пилотных регионов, которые приняли его уже на уровне локальных актов.
Модельный стандарт по сохранению культурного наследия
Руководствуясь Модельным стандартом, органы власти каждого региона могут проанализировать, какие из представленных мер по сохранению наследия еще не внедрены в практику региона, и выбрать подходящие с учетом своей специфики меры.
Каждый из регионов может утвердить свой Региональный стандарт, включив в него меры из Модельного стандарта для их последующего внедрения в региональную регуляторную среду.
Реализация проекта в пилотных регионах предусматривает создание и внедрение системной и комплексной модели сохранения и комплексного развития исторической среды.
Где уже применяется
Активное участие в подготовке стратегического документа приняло Правительство Астраханской области, ставшей первым пилотным регионом.
В Ульяновской области, втором пилотном регионе, в рамках работы по стандарту отобраны объекты культурного наследия, готовые к передаче инвесторам по программе "метр за рубль", и Корпорация развития Ульяновской области обсуждает с инвесторами возможность приобретения данных объектов.
Осенью 2023 года Нижегородская область присоединилась к пилотным регионам по разработке и внедрению Регионального стандарта по сохранению культурного наследия. Документ будет основываться на Модельном стандарте сохранения наследия, участие в разработке которого принимают члены Комиссии и Федеральной рабочей группы Комиссии "ОПОРЫ РОССИИ" по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие.
Реализация Модельного стандарта в Нижегородской области включает в себя следующие блоки:
1. Единый центр компетенций по сохранению и развитию исторической среды (по аналогии с Агентством по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области (АСИРИС);
2. Имущественно-инвестиционный блок (система комплексного стимулирования, включающая льготные механизмы предоставления объектов культурного наследия (ОКН) частным инвесторам, меры поддержки, в том числе меры налогового стимулирования, формирующие более выгодные условия для инвесторов при работе с ОКН, чтобы работать с памятником бизнесу было не хуже и понятнее, чем работать не с памятником);
3. Нефинансовые меры поддержки (региональный инвестиционный каталог объектов исторической среды, предлагаемых инвесторам, размещенный в открытом доступе; инвестиционные паспорта; механизм поиска партнеров по ревитализации объектов);
4. Нормативно-градостроительный блок (региональные методические рекомендации по установлению предметов охраны ОКН, методики оценки для включения в список выявленных ОКН);
5. Ремонт, реставрация, приспособление и создание исторической среды (ремонт ОКН, школа реставрации, лицензирование);
6. Волонтерство, общественно-культурные проекты и популяризация.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru