Отчет Росфиннадзора за 2014 год: 21 аудиторская организация вышла из состава СРО до начала проверок
Росфиннадзор опубликовал доклад «Об осуществлении Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных ФЗ «Об аудиторской деятельности» за 2014 год. В нем также содержится сравнительная характеристика показателей по итогам осуществления Службой внешнего контроля качества работы (ВККР) за последние три года.
Напомним, предметом ВККР АО является соблюдение аудиторской организацией требований Федерального закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Любопытно, что на 2014 год было предусмотрено проведение 320 внешних проверок качества работы аудиторских организаций (на 5 % больше, чем в 2013). Однако затем по разным причинам из списка были исключены 33 аудиторские организации. Причем 21 из них вышла из состава СРО аудиторов до начала проверки на основании заявления, 6 вышли из состава СРО в связи с решением саморегулируемой организации в качестве меры дисциплинарного воздействия, 5 АО – по причине ликвидации, 1 аудиторская организация – по причине реорганизации.
В итоге в рамках осуществления ВККР Службой и ее территориальными органами в прошлом году были проведены 293 выездные внешние проверки. Было проверено 2 013 аудиторских заданий, что на 6 % превышает показатель 2013 года. При этом по 1 512 заданиям (более 70 %) были выявлены нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность. Было принято 247 решений о применении мер дисциплинарного воздействия, в том числе:
– предупреждений аудиторской организации о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности – 209, что составляет 85 % от общего количества принятых решений о применении мер дисциплинарного воздействия;
– предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения правил аудиторской деятельности – 28, что составляет 11 % от общего количества принятых решений о применении мер дисциплинарного воздействия;
– предписаний в СРО о приостановлении членства аудиторской организации – 5, что составляет 2 % от общего количества принятых решений о применении мер дисциплинарного воздействия;
– предписаний в СРО об исключении аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов – 5, что составляет 2 % от общего количества принятых решений о применении мер дисциплинарного воздействия.
Отметим, что согласно ранее опубликованной Росфиннадзором информации о результатах проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (данные на 31.12.14), предписания об исключении из СРО Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» получили ООО Аудиторская фирма «А-ХОЛД», ЗАО «ФинЭксперт»; предписания об исключении из СРО Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» получила ООО «Бакалавр-Аудит»; предписание об исключении из членов саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов» было выдано ООО «Владаудит». Все эти организации затем покинули свои СРО, о чем свидетельствуют протоколы заседаний партнерств.
Таким образом, на конец 2014 года было известно об четырех исключениях. Данные о пятой исключенной АО в докладе не приводятся.
Надзорный орган в своем отчете отмечает изменение структуры решений о применении мер дисциплинарного воздействия по сравнению с 2012-2013 годами в пользу Предупреждений о недопустимости нарушений, что косвенно относит к свидетельству об улучшении ситуации на рынке предоставления аудиторских услуг и о предварительной подготовке аудиторских организаций к прохождению внешнего контроля качества их работы.
«Осуществление государственной функции по ВККР АО, исходя из результатов проверочных мероприятий, способствует «самоочищению» аудиторского сообщества. «Комфортные» аудиторские организации, неуверенные в успешном прохождении внешнего контроля качества их работы со стороны Службы, добровольно выходят из состава СРО, тем самым снижая вероятность применения таких мер дисциплинарного воздействия как предписание о приостановлении деятельности или предписание об исключении, что свидетельствует о применении риск - ориентированного подхода при планировании внешних проверок качества», – считают представители Росфиннадзора.
Как отмечалось ранее, в 2014 году 21 АО вышла из состава СРО по заявлению до начала проведения внешней проверки и была исключена из Плана Службы. Кроме того, 8 аудиторских организации вышли из состава СРО по заявлению непосредственно во время проведения внешней проверки качества их работы либо менее чем за 1 месяц до начала проведения внешней проверки.
«В связи с увеличением практики контрольной деятельности происходит трансформация подхода к проведению внешних проверок: пристальный контроль за незначительными нарушениями, допущенными аудиторами в ходе своей профессиональной деятельности, т.н. техническими ошибками, минимизируется. Инспекторы Службы, осуществляющие ВККР, значительное внимание уделяют вопросам достаточности проведенных аудиторских процедур, надежности аудиторских доказательств и обоснованности аудиторского заключения с учетом обстоятельств выполнения аудиторского задания, а также оценке эффективности внутреннего контроля качества работы и качества выполнения аудиторского задания», – говорится в отчете.
За отчетный период инспекторами Службы было составлено 10 протоколов об административных правонарушениях по статье 19.4.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), а также 6 протоколов об административных правонарушениях по статье 19.7 КоАП РФ – за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде.
Помимо прочего, в документе приводятся типичные нарушения, выявленные при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Среди них: проведение аудиторских процедур лицами, не имеющими права на осуществление такой деятельности, т.е. лицами, не обладающими «едиными» аттестатами либо лицами, не являющимися аттестованными аудиторам); несоблюдение требований к форме и содержанию аудиторского заключения; отсутствие или недостаточность проведенных аудиторских процедур по получению надлежащих и достаточных аудиторских доказательств перед выдачей аудиторского заключения по отдельным разделам аудита; недостаточность принимаемых мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита, а также непроведение отдельных процедур внутреннего контроля качества проведения аудита; отсутствие модификации аудиторского мнения при наличии существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности или в случае отсутствия у аудитора возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений.
Отмечается, что состав и характер типичных нарушений не претерпел значительных изменений по сравнению с 2013 годом, за исключением увеличения числа случаев непредставления аудиторскими организациями информации, а также представления недостоверной информации во время внешней проверки качества их работы со стороны Службы (количество протоколов об административном нарушении по статье 19.7 КоАП РФ возросло в 2 раза).
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru