Оценки системы саморегулирования
По прошествии года с момента обязательного внедрения, система саморегулирования имеет не только сторонников, но и противников, которые, равно как и приверженцы этой реформы аргументируют свою точку зрения практическими примерами.
Своим видением этого вопроса поделился с представителями СМИ Александр Шыхалыевич Садыгов - член Экспертного совета по ЖКХ при Комитете по строительству и земельным отношениям ГД РФ, член Общественного совета по вопросам модернизации систем жизнеобеспечения и ЖКХ Минрегиона РФ, генеральный директор ЗАО «РСУ «Строй-Сервис», Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный строитель России, Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России, академик Международной академии общественных наук, лауреат премии «Лидеры экономики России» в номинации «Лучший руководитель России-2009».
Анализируя состояние отрасли на основании итогов работы реформы за год, подводимых на IV практической конференции «Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленобласти», проходившей в конце октября, Александр Шыхалыевич отмечает, что констатация положительного влияния перехода отрасли на саморегулирование не была подкреплена ни одним конкретным примером и сводилась лишь к фразам общего. При этом нет ни одного положительного последствия данной реформы, а негативных масса – бюрократические препоны в деятельности СРО, ущемление интересов представителей малых форм бизнеса и несовершенство нормативно-правовой и технической базы.
В период госрегулирования правом выдавать лицензии для легитимного функционирования на строительном рынке страны обладал филиал ГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое РФ». На данном этапе только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге свидетельства о допуске к ведению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдают более пятидесяти СРО региона. Их деятельность контролируют пять организаций, регулярно требующих отчетность и дублирующие друг друга. Это неоднократно подчеркивали на всех уровнях руководители СРО региона. Когда же строителям строить? Мало того, что их работа перманентно тормозится нестабильностью законодательства, так к этому добавляется еще и бесконечное составление отчетов.
За рамками правового поля оказались десятки тысяч давно функционирующих на рынке этих услуг и хорошо себя зарекомендовавших мелких предприятий по тем простым причинам, что у них нет в обороте полумиллиона рублей необходимых для вступления в СРО. Не у всех есть офисы и соответствующее количество сотрудников, обладающих дипломами по определенным инженерным специальностям, как того требует закон. Даже те, кто смог стать членами СРО попали в зависимость, так как ежегодно проверяются контрольными и дисциплинарными комиссиями своей саморегулируемой организации.
Но самый большой недостаток - это несоответствие отечественной нормативно - технической базы международным стандартам. Тема не новая, перемалывающаяся от совещания к совещанию и конференции к конференции уже около восьми лет. Причем государством выделены на эти цели огромные средства, а результаты увы, оставляют желать лучшего. Год назад на этот вопрос обратил внимание даже Президент, подчеркнув в Послании Федеральному собранию необходимость «…привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами».