Парламентские слушания: институту саморегулирования быть
17 мая Комитет Государственной Думы по вопросам собственности провел совместно с Министерством экономического развития РФ парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития».
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерств экономического развития, финансов, транспорта, регионального развития, сельского хозяйства, МЧС, Счетной палаты, Федеральной Регистрационной службы, Федеральной налоговой службы, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, предпринимательских и саморегулируемых организаций, региональных органов государственной власти.
Вел слушания председатель Комитета Сергей Гаврилов. Со вступительным словом к участникам слушаний обратился заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский. Основной доклад сделал заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев. С содокладом выступил председатель Комитета Сергей Гаврилов.
Он в частности сказал: «Анализ уровня развития институтов саморегулирования и состояния отраслевого законодательства в данной области подвигает законодателей к работе по кодификации законодательства о саморегулировании. Нужно детализировать нормы, имеющие принципиальное значение для развития этого института и устранить правовые противоречия. Так мы сможем предотвратить действительную дискредитацию саморегулирования.
Пока же, по мнению Сергея Гаврилова, отсутствуют единые государственные подходы к вопросам регулирования. «Они отсутствуют в таких принципиальных вопросов как получение статуса СРО, набору основных регулирующих функций СРО, определения квалифицирующих требований к СРО, правовому статусу, полномочиям и принципам образования органов СРО, размещению средств компенсационного фонда СРО. Отсутствует единый государственный орган, отвечающий за ведение государственного реестра саморегулируемых организаций», - отметил председатель думского Комитета.
В настоящее время в стране зарегистрировано более 900 организации в различных сферах деятельности, получивших статус саморегулируемых. Из них 651 относится к тем отраслям, где членство обязательно - это деятельность арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, сфера строительной отрасли, энергетический аудит. Почти 300 организаций объединились в СРО на добровольных началах. За прошлый год количество добровольных СРО выросло на тридцать процентов. Это, считает глава Комитета, является лучшим доказательством последовательного развития института саморегулирования.
Взгляд на существующие проблемы в саморегулировании высказал заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев. «Закон о саморегулируемых организациях установил возможность принятия отраслевых законов и применения т. н. обязательного саморегулирования в отдельных сферах. Предполагалось, что это позволит адаптировать особенности отраслей к единым правилам.
Но сегодня логика саморегулирования искажена отраслевым законам. Так СРО могут называться не только институты, отдаленно относящиеся к саморегулированию, но и даже структуры, которые решают свои локальные задачи на рынке.
Между тем СРО должен обладать несколькими неотъемлемыми признаками. Это единые стандарты и правила игры, контроль за их выполнением и применение санкций за их нарушение, имущественная ответственность перед третьими лицами, открытость информации, работа с жалобами и внесудебное регулирование споров. Отказ от любого из этих атрибутов создает проблему. Когда мы отказываемся от госрегулирования, мы должны быть уверены, что саморегулирование — комплексная система, которая функционирует. Но как только мы формируем СРО без перечисленных признаков, мы зачастую создаем систему, которая работает хуже государственной. Это одна из ключевых проблем современного саморегулирования», - подчеркнул замминистра.
Виктор Плескачевский, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, сопредседатель экспертного совета Комитета ГД по вопросам собственности в своем выступлении сказал: «Меня ругали и будут ругать за это, но повторю ещё раз — все мы не очень готовы в саморегулированию. Это инструмент, которым ещё надо научиться пользоваться. Часто слышим упрёки, что не работает механизм компенсационного фонда. Но первый судебный иск по этому вопросу в сфере саморегулирования арбитражных управляющих пришёл лишь после шести лет работы СРО! Кто в этом виноват — потребитель, который не знает о существовании механизма гарантированного выполнения обязательств СРО? Или сыграла свою роль неготовность судов решать такие вопросы? И то, и другое. С 2003 года во всех законах, касающихся СРО, прописано право субъектов саморегулируемых организаций оспаривать любые нормативные акты в суде — хоть постановления Правительства. Но никто этим не пользуется. Можно констатировать — все злоупотребления, которые встречаются в сфере СРО, происходят при всеобщем попустительстве. Хотя абсолютно убеждён, что на все вопросы по механизмам СРО, которые мы дискутируем уже 12 лет, в законодательстве имеются ответы», - сказал Виктор Плескачевский.
В ходе слушаний на основе открытого диалога представителей государственной власти, бизнес-сообщества, саморегулируемых организаций и их национальных объединений, а также отраслевых союзов и ассоциаций Российской Федерации была сделана попытка определить основные направления изменений в законодательстве о саморегулируемых организациях.
Участники парламентских слушаний отметили актуальность темы слушаний. Они отметили, что с принятием базового федерального закона № ФЗ-315 от 1 декабря 2007 года были заложены принципиально новые правовые возможности формирования профессиональных стандартов и правил деятельности, а также механизмов ответственного контроля за их соблюдением не только у бизнес-сообществ из отраслей, чья деятельность регулируется самостоятельными законами. Такую же возможность получили и некоммерческие объединения представителей отраслей, чья деятельность регулируется множеством подзаконных актов или вовсе не регулируется с точки зрения выработки требований к качеству, гарантии соблюдения стандартов перед потребителем.
Учитывая важность проблемы развития нормативно-правовой базы создания и дальнейшего развития принципов саморегулирования, их значимости как одного из основных условий дальнейшей дебюрократизации экономики страны в рамках решаемых задач дальнейшего экономического роста, участники слушаний считают необходимым рекомендовать Государственной Думе активизировать работы по кодификации правовых норм саморегулирования на базе Комитета по вопросам собственности как профильного комитета в вопросах формирования законодательной базы в сфере общих и специальных механизмов регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.
Правительству РФ рекомендовано доработать и согласовать с заинтересованными ведомствами поправки к законопроекту № 126184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и внести их в Государственную Думу.
По материалам парламентских слушаний.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru