1. Главная
  2. Новости
  3. В ГосДуме пройдут парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении механизмов саморегулирования и самоуправления в сфере ЖКХ»
Новости

208

В ГосДуме пройдут парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении механизмов саморегулирования и самоуправления в сфере ЖКХ»

 В ГосДуме пройдут парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении механизмов саморегулирования и самоуправления в сфере ЖКХ»Возможно ли создание в России механизмов управления ЖКХ? Есть ли рычаги по регулированию тарифов? Кто может и кто должен следить за деятельностью управляющих компаний? Какие права и какие возможности есть у обычных граждан – жильцов многоквартирных домов?

Сегодня в качестве основного механизма регулирования ЖКХ предлагается САМОрегулирование.

САМОрегулирование в сфере ЖКХ – абсолютно новая или успешно забытая идея? Может ли наше общество САМОрегулировать ЖКХ также, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой?

Комитет по собственности Государственной Думы Российской Федерации проводит 15 июня 2010 года парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении механизмов саморегулирования и самоуправления в сфере жилищно-коммунальногохозяйства».
Данные парламентские слушания должны стать знаковым событием для всей системы жилищно-коммунального хозяйства страны и для экономики всей России в целом. Ведь с началом реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации произошло стремительное развитие рынка в сфере предоставления услуг по управлению недвижимостью. Только за последние 2 года создано более 10 тысяч частных управляющих компаний (УК), в ведении которых находится не менее 150 тысяч домов. Наряду с данным процессом идет активное формирование товариществ собственников жилья (ТСЖ). На сегодняшний день зарегистрировано порядка 70 тысяч ТСЖ, объединивших 17,5 млн. жителей. По оценкам экспертов в ближайшие 2-3 года в сферу деятельности УК и ТСЖ будут вовлечены свыше полутора миллионов многоквартирных домов.

Тема реформирования жилищно-коммунального хозяйства и регулирования отношений собственности жилого фонда – одна из самых социально острых и актуальных тем в России. Анализ обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления показывает, что не менее восьмидесяти процентов всех запросов, жалоб и предложений касается именно темы жилищно-коммунального хозяйства.

Вступивший в силу Жилищный кодекс Российской Федерации определил лишь базовую нормативно-правовую базу реформирования системы ЖКХ в России, которая не содержала конкретных требований к регулированию деятельности управляющих компаний и не определяла правовой статус ТСЖ как объединений граждан, созданных для управления жилым фондом многоквартирных домов. Результатом такой неопределённости стали массовые злоупотребления чиновников и ущемление законных прав граждан.

По мнению Комитета по собственности эффективным выходом из сложившейся ситуации должно стать введение в сфере ЖКХ института саморегулирования в виде взаимодополняющей двухуровневой системы самоорганизующихся объединений. С одной стороны – саморегулируемых организаций управляющих компаний, обеспечивающих необходимый уровень материальной ответственности своих членов за качество предоставляемых ими коммунальных услуг потребителям. А с другой – самоуправляемых организаций ТСЖ, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан как собственников жилья. Такая система способна обеспечить надлежащее регулирование сферы ЖКХ при сохранении баланса интересов всех заинтересованных сторон: государства (муниципальных образований), профессиональных участников управляющих недвижимостью и граждан. Появляющаяся в этой связи у органов публичной власти возможность прямого администрирования деятельности работающих в рыночных условиях саморегулируемых организаций, возникновение механизма материальной ответственности управляющих компаний как между собой, так и перед гражданами – потребителями их услуг, заинтересованность саморегулируемых организаций в обеспечении предоставления качественных услуг населению позволят существенным образом улучшить ситуацию в сфере ЖКХ России.

Данная идея созвучна историческому опыту нашей страны в дореволюционный период. Опыт реформирования ЖКХ в России показал, что отечественное жилищно-коммунальное хозяйство уже дважды переживало приватизацию и национализацию. До революции 1917 года для страны была характерна многоукладная экономика со множеством различных форм собственности, в том числе с коллективными формами владения и управления жилыми многоквартирными домами. С 1917 по 1919 год в России прошла муниципализация жилья, в результате которой граждане лишились права собственности на жилые помещения, получив взамен централизованную систему управления жильем. В годы НЭПа и вплоть до 1937 года вновь была предпринята попытка по передаче жилья в собственность жителей домов с предоставлением им права самостоятельно управлять собственным жилищем. В эти годы активизируется и процесс создания огромного количества ТСЖ, которые уже в свою очередь организуют свои саморегулируемые организации - ассоциации, союзы, тресты, и т.д. Однако, как известно, этот позитивный процесс был полностью остановлен советской властью. С 1937 года и практически по настоящее время - до 2005 года российское общество находилось в системе жесткого централизованного управления со стороны государства жилым фондом и коммунальным хозяйством страны.

Сегодня Россия вступила в новый этап реформирования всей системы ЖКХ. Проект «Саморегулирование – ответственность бизнеса» разработанный Комитетом по собственности в соответствии с вышеизложенными принципами, был поддержан Президиумом Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» как имеющий высокую социальную значимость и востребованность в сфере реформирования ЖКХ. В течении 2009 года и первой половины 2010 года проект был одобрен целым рядом всероссийских и региональных конференций.

В феврале 2010 года зарегистрировано «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью» (далее - НОСО УН). На сегодняшний день членами НОСО УН являются двадцать семь саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью, объединяющих более тысячи управляющих компаний, представляющих сорок пять субъектов Российской Федерации. В ведении НОСО УН находится более семидесяти пяти тысяч многоквартирных домов, что составляет более двухсот миллионов квадратных метров жилья. До конца 2010 года в России планируется создание еще двадцати саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью.

Создание второго уровня системы – специализированных ассоциаций ТСЖ, происходит уже при участии Общероссийской общественной организации «Российская жилищная федерация», учрежденной в 2006 году по рекомендации Бюро Высшего совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». На сегодняшний день членами указанной организации являются пятнадцать ассоциаций ТСЖ, объединяющих более тысячи ТСЖ. В сорока пяти субъектах Российской Федерации функционируют региональные представительства «Российской жилищной федерации».

В настоящее время обсуждается необходимость введения законодательного регулирования деятельности управляющих многоквартирными домами через систему обязательного членства в саморегулируемых организациях.

В целях формирования правовой базы на парламентских слушаниях 15 июня т.г. на тему «О законодательном обеспечении механизмов саморегулирования и самоуправления в сфере ЖКХ» предусматривается рассмотрение предлагаемых изменений и дополнений в законодательство, связанных с развитием самоуправления и саморегулирования в сфере ЖКХ.

Лилия Камышева
Комитет по собственности Государственной Думы Российской Федерации
Специально для информационного ресурса «Все о саморегулировании в России» www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая
12.05.2025

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) проведет 16 мая 2025 года заседание комитета по инженерным изысканиям, на котором будут рассмотрены ключевые вопросы развития отрасли. Мероприятие станет площадкой для обсуждения текущего состояния инженерных изысканий в России и определения стратегических направлений развития на ближайшие годы.
НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года
11.04.2025

НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года

10 июня 2025 года в Москве Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), одна из ключевых саморегулируемых организаций (СРО) на российском финансовом рынке, проведет Общее собрание членов. Совет директоров НАУФОР уже утвердил дату и проект повестки дня.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Ответ:

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.
Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»
Вернуть старый дизайн