Первое объединение на добровольной основе для открытого диалога – ИПС
В последнее время перед саморегулируемым сообществом встает все больше вопросов, на которые непросто найти ответы. Так, довольно часто задается вопрос, а есть ли необходимость содержать национальные объединения, которые живут за счет солидных взносов и не выполняют своих обязанностей.
Интересно, например, наблюдать за представителями комитетов Национального объединения строителей, которые театрализовано заламывая руки, с надрывом в голосе любят поговорить о чаяниях малого бизнеса. Стоит также заметить, что председатели комитетов НОСТРОЙ сидят в своих креслах за взносы субъектов, чьи интересы якобы они активно лоббируют.
Между тем, по большей части деятельность комитетов НОСТРОЙ основывается на добровольной основе и участии, на мнениях, опросах и предложениях, а, также, разработках представителей саморегулируемых организаций и лиц входящих в состав саморегулируемых организаций. А если все-таки быть более точным: за оплату взносов в НОСТРОЙ, Объединение только организует комитеты. Соответственно, на заседаниях комитетов за те же членские взносы, показывается имитация бурной деятельности, только уже самого НОСТРОЙ.
Причем общая закономерность такова: большинство идей присваивается именно комитетчиками национальных объединений, лицами, так сказать, приближенными к небожителям, которые решают, может идея дать выгоду или нет, и исходя из этого дают или не дают ей «путевку в жизнь». Так, например, под видом борьбы с аукционами в строительстве, а также с продолжающимся ухудшением условий работы субъектов малого предпринимательства, ратуется за перевод полного комплекса строительных работ с аукционов на конкурсы. В этом направлении ведется активная борьба: дескать, давайте проводить все закупки по полному циклу строительства на конкурсной основе, и все проблемы с обеспечением организаций малого бизнеса, оплачивающих членские взносы в СРО, будут одним махом решены. Нельзя забывать, что в механизме закупок дело не только в форме, но и в содержании. Отлаженный механизм, только тогда даст ожидаемый результат, когда им пользуются профессионалы. Именно в этом случае результаты не разойдутся с ожиданиями. Если заказчик не может грамотно сформулировать требования в документации о закупке, то поставщику тем более сложно определить, в каком виде конечный продукт деятельности подрядчика устроит заказчика.
Правительство Российской Федерации отдает приоритет электронной форме проведения закупок, которая будет только совершенствоваться и развиваться. Как сообщил Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития в этом году планируется принять закон об электронных процедурах закупок. Согласно плану Минэкономразвития, с 2015 года все закупки будут переведены в электронный формат.
Об этом свидетельствует и последнее заседание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве, на котором рассматривался вопрос о совершенствовании информационной системы, развитии единой информационной системы и об открытости закупок, которой способствует, в частности, общественное обсуждение. А именно, законодательное определение целей и задач общественного обсуждения закупок. Вопросам открытости проведения закупок и общественного обсуждения на сегодняшний день совершенно справедливо уделяется существенное внимание, потому как именно совершенствование электронной формы и информоткрытость является наиболее сильным рычагом борьбы с коррупцией в области закупочной деятельности. Также начало работы по контрактной системе, пришедшей на смену закону о госзакупках 94-ФЗ, выявило не только несовершенство и необходимость доработки законодательной базы контрактной системы, но и отсутствие профессиональной подготовки людей, занимающихся закупками. Это касается профессионализма всех участников процесса закупочной деятельности.
Саморегулируемое сообщество понимает необходимость развития и движения вперед по данным направлениям. А для этого, в первую очередь, необходим открытый профессиональный диалог всех заинтересованных структур. К сожалению, национальные объединения, увлекшись администрированием и бюрократическими проектами, не смогли стать площадками для обсуждения жизненно важных вопросов саморегулирования. Поэтому саморегулируемым организациям работу приходится вести самостоятельно. При многих СРО открыты Экспертные советы, создана Единая строительная тендерная площадка СРО (ЕСТП СРО) позволяющая на сегодняшний день реализовать потенциал и возможности строительных организаций, которым тяжело пробиться на конкурирующем рынке строительства, проектирования и инженерных изысканий среди гигантов, имеющих поддержку государственных корпораций, хорошо оснащенную дорогостоящую материально-техническую базу.
В связи с важностью совершенствования механизма закупок для дальнейшего развития страны и активном участии в этом процессе различных саморегулируемых организаций в АНО «Институт изучения проблем саморегулирования» принято решение о создании Департамента закупок, который приоритетным направлением ставит создание открытой дискуссионной площадки специалистов. В его задачи вошло выстраивание взаимодействия госструктур и профессионального сообщества, подготовка и публикация научных разработок (совместно с Ученым советом Института), анализ изменений структуры саморегулирования в соответствии с развитием системы закупок на базе федерального закона о контрактной системе.
Ученый совет и Департамент закупок ИПС считают одной из главнейших задач сегодняшнего дня просвещение профессиональных кругов и всех причастных к строительной отрасли структур. Для того чтобы появилась возможность вести аргументированные диалоги, добиваться положительных результатов в улучшении предпринимательского климата в строительной отрасли на базе принятия осознанных, грамотных и эффективных управленческих решений.
Департамент намерен принимать активное участие в совершенствовании законодательной базы Российской Федерации в области закупок и займется тремя основными направлениями:
- изучением, анализом и выработкой предложений по совершенствованию системы закупок в Российской Федерации;
- научной и консалтинговой деятельностью в формировании программ и осуществлении профессионального образования специалистов по закупочной деятельности;
- формированием и координацией саморегулируемого экспертного сообщества в области закупок.
Войти в Департамент могут представители всех заинтересованных саморегулируемых организаций и бизнес-сообщества. Для этого достаточно заполнить заявку на сайте ИПС и отправить ее по электронной почте.
Если Ваша организация связана со сферой корпоративных, государственных и муниципальных закупок и заинтересована в развитии и совершенствовании системы закупок в Российской Федерации, мы предлагаем Вам принять участие в совместной работе.
Савина Е.Е.
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru