Предприниматели засомневались в целесообразности саморегулирования лизинга
Бизнес-ассоциация «Деловая Россия» предложила вывести малый и средний бизнес из будущей системы саморегулирования лизинга. Организация направила письмо министру финансов Антону Силуанову, в котором спрогнозировала неутешительные последствия для российского лизингового рынка в связи с реформированием отрасли. По оценке организации, с рынка могут уйти малые и средние компании: новые требований к собственному капиталу компаний в размере не менее 20 млн рублей ставят под угрозу деятельность 315 из 686 компаний, специализирующихся в настоящее время на финансовой аренде. Их уход с региональных рынков, в свою очередь, может привести к ухудшению финансирования и качества обслуживания малого и среднего бизнеса.
Речь в письме идет о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты РФ»», который предусматривает регулирование деятельности лизинговых компаний со стороны СРО и Центробанка России. Инициаторами поправок выступили Министерство финансов РФ и Центробанк. По замыслу авторов законопроекта, лизинговую деятельность должны осуществлять только компании, включенные Центробанком в реестр субъектов лизинговой деятельности, работающие в рамках разработанных и утвержденных регулятором стандартов, а также отвечающие ряду обязательных требований, в том числе - наличию минимальной суммы собственных средств в зависимости от балансовой стоимости активов. В отношении лизинговой компании, балансовая стоимость активов которой составляет 500 миллионов рублей и более, этот порог устанавливается на уровне 70 млн рублей; в отношении лизинговой компании с балансовой стоимостью менее 500 млн рубле - 20 млн рублей.
Законопроект уже прошел общественное обсуждение и рассматривается в правительстве. В частности, оценку проекту дали в Федеральной антимонопольной службе России, также смоделировав наиболее негативный для малых лизинговых компаний сценарий. Согласно заключению экспертов, в самом худшем случае по окончании переходного периода реформирования с рынка действительно может уйти значительная часть участников (примерно 50%), однако из-за незначительного вклада этих компаний (около 10%) в общий объем лизинговых сделок существенной реструктуризации лизингового рынка не произойдет.
Авторы письма считают, что для малых предприятий новое регулирование означает значительное усложнение операционной деятельности. «Сейчас, чтобы взять в лизинг, скажем, грузовик, достаточно оформить счет на оплату и счет-фактуру на выполнение услуг, бывает это одним документом делают, - приводит пример председатель подкомитета по лизингу комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Алексей Акиндинов. - По новым стандартам надо будет вести учет, уже будет нужно восемь документов, это означает дополнительные расходы на бухгалтерию, затраты времени, малым предпринимателям некогда этим заниматься, и они просто откажутся».
Чтобы избежать подобных проблем, «Деловая Россия» предлагает ввести новые правила регулирования только для системообразующих лизинговых организаций, а малым и средним предприятиям и их клиентам из представителей малого бизнеса оставить упрощенный порядок регулирования. Напомним, что в августе 2017 года более 20 крупнейших российских лизинговых компаний учредили некоммерческую организацию «Национальный лизинговый союз» с перспективой получения статуса национальной СРО.
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru