Представитель ФАС предлагает «нажать на тормоза»: не спешить с образованием СРО вагоностроителей
На Информационном портале «РЖД-Партнер» опубликовано интервью с начальником Управления контроля промышленности и оборонно-промышленного комплекса ФАС России Максима Овчинникова.
Представитель надзорного ведомства скептически отнесся к инициатива ряда вагоностроительных предприятий о создании саморегулируемой организации с последующим наделением ее рядом особых полномочий.
По мнению чиновника, возможные риски от реализации такой меры перекрывают потенциальные возможности для повышения качества поставляемой на рынок продукции.
В целом, г-н Овчинников идею создания СРО вагоностроительных предприятий воспринял достаточно настороженно: «Мне кажется, во многом это эмоциональное решение, не имеющее в своей основе четких рациональных представлений о возможных путях практической реализации данной модели», - сказал он.
К слову, журналист был крайне удивлен такому ответу представителя Федеральной антимонопольной службы, ибо «перераспределение полномочий от чиновников к непосредственным участникам бизнес-отношений должно находить более теплый отклик в стане борцов с недобросовестной конкуренцией…».
На что Максим Овчинников ответил: «Саморегулирование не самоцель, а лишь инструмент гармонизации отношений как непосредственно в бизнес-среде, так и между отраслевыми предпринимателями и внешними контрагентами (в том числе – и органами исполнительной власти). В данном случае мы видим, что концентрация производства достаточно велика и количество участников рынка существенно ограничено. Таким образом, возникает опасность того, что будет нарушен баланс интересов. При этом хотелось бы подчеркнуть, что вызывает озабоченность не само по себе желание хозяйствующих субъектов объединиться для реализации совместных действий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, а публично высказанное стремление диктовать правила игры всей отрасли.
Если бы некие нормы были добровольно приняты в качестве неких обязательств несколькими предприятиями – это вызывало бы только положительную реакцию всех заинтересованных сторон, но в данном случае мы определенно имеем дело с несколько иной трактовкой саморегулирования – когда определенная часть бизнес-сообщества заявляет о намерениях взять на себя часть полномочий государства. Повторюсь, даже в этом случае не было бы ничего страшного, если бы речь шла о достаточно развитом товарном рынке либо об отрасли, представленной достаточно большим количеством участников (например, строительный комплекс). Тогда бы возможность злоупотреблений ограничивалась хотя бы с формально арифметических позиций.
В сфере вагоностроения видим в лучшем случае 40–50 участников, которые и без создания СРО имеют определенные проблемы в осуществлении взаимодействия как с внешней средой, так и в плане внутриотраслевых коммуникаций. Тем более настораживает желание отдельных компаний не только определять внутренние стандарты, но и неким образом выносить вердикт относительно качества той или иной продукции. Представляется, что в данном случае потенциальные выгоды от реализации подобной инициативы не могут перевесить осознаваемых рисков.
Палка в колесе саморегулирования, узримая представителем ФАСа, в виде особой трактовки саморегулирования, наводит на мысль, что чиновнику не очень нравится данный институт хозяйствования, который выводит из под их контроля субъекты хозяйственной деятельности. Вместо СРО г-н Овчинников предлагает пройти сертификацию по системе ISO, провести оптимизацию существующих механизмов контроля качества и допуска на рынок новой продукции и т.д.
Таким образом, делает вывод чиновник, перед тем как предлагать какие-то радикальные изменения, «следует прежде всего определиться с тем, насколько предcтавленные инструменты коррелируются с заявленными целями». В данном случае, считает Овчинников, «не нужно совершать поспешных действий».
В общем, как в песне из фильма «Операция Ы»: « Постой, паровоз, не стучите, колеса, Кондуктор, нажми на тормоза…».
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru