Представители отрасли азартных игр высказались против перехода к СРО
Проект поправок, который вводит саморегулирование в азартные игры, вызвал негативную реакцию у представителей отрасли. Во-первых, потому, что правила ведения бизнеса уже относительно недавно менялись. Во-вторых, особой необходимости в столь кардинальных переменах, по мненю отраслевиков, нет. В-третьих, к разработке поправок само профессиональное сообщество почему-то подключить забыли.
Напомним, законопроект, который легализует деятельность букмекерских контор и тотализаторов в Интернете, разработало Министерство финансов по поручению президента, данное в сентябре прошедшего года. Документ дает возможность делать ставки не посещая игровые заведения, то есть дистанционно (онлайн). На сегодняшний день такие действия приравниваются к противоправной деятельности.
Также в поправках прописано, что организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах могут выступать исключительно юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации. Создание и функционирование СРО должно осуществляется в рамках нового Федерального закона и Закона «О саморегулируемых организациях». Что касается компенсационного фонда, то размер взносов для членов СРО организаторов азартных игр в букмекерских конторах должен составлять не менее 100 миллионов рублей. Размер взносов в компенсационный фонд членов саморегулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах должен быть не менее 30 миллионов рублей.
Юридически нелогичными, противоречивыми, промонополистичными назвал поправки в интервью «Новой газете» директор Российской ассоциации букмекеров Константин Макаров.
«Юридически нелогичные они потому, что поправки не соответствуют юридической и социальной логике развития страны. Закон нельзя менять так часто, как происходит у нас. Нынешний принят был только в конце 2006 года, только с 1 января 2007 года начали действовать некоторые его положения. Прошло всего шесть лет, и его снова собираются править. И это притом, что в 2013 году 198-м Федеральным законом уже были внесены поправки в 244-й Федеральный закон. Противоречивые, парадоксальные – потому что противоречат всем законодательным актам, которые уже приняты по этому вопросу. Промонополистичные – потому что в этой инициативе явно прослеживается идея монополизации отрасли, создания единой системы учета – центра интерактивных ставок, нескольких или одной организаций, которая будет это контролировать. Я могу лишь максимально негативно охарактеризовать эти поправки», - сказал он.
«Проект поправок № 260152-6, вносящий изменения в Федеральный закон 244, появился спонтанно, вне зависимости от нужд игорной отрасли. Просто люди – группа лиц, стоящая за этим законопроектом, – на сегодняшний день подошли к их выпуску. Может быть, ими сформированы какие-то конкретные планы. И так получилось, что до 25 января общественность должна обсудить эти поправки на официальном портале. Хотя в самой сфере азартных игр никаких реальных фундаментальных оснований для их разработки или принятия сейчас нет», – сетует Макаров.
Собеседник издания высказал опасение, что поправки развяжут руки мошенникам и увеличат количество «нелегалов» в отрасли.
«Поправки в законопроект предусматривают обязательное вступление организаторов азартных игр в СРО. Именно СРО, а не государство будет разрабатывать нормы и стандарты поведения организаторов азартных игр, руководствуясь при этом только получением прибыли любым способом. Вступление в саморегулируемые организации в обязательном порядке, большие взносы в компенсационный фонд, комиссии за совершение ставок – все это приведет к тому, что нелегальный игорный бизнес усилится и разовьется», – считает директор ассоциации.«То же самое можно сказать и о введении такого новшества, как интерактивная ставка. Из ее определения следует, что она должна передаваться с использованием платежного терминала, банкомата и электронных средств платежа. С учетом доступности этих средств и их широкого распространения совершить ставку сможет любой желающий – и дети, и социально незащищенные слои населения. Так что эта мера будет давать скорее отрицательный эффект, чем положительный», – констатирует он.
Нелестно относительно поправок высказывается и представитель букмекерской отрасли Леонид Обозный, президент компании First Gaming. Он также считает, что в проекте закона заложен огромный потенциал для злоупотреблений и разрушения конкурентной среды в отрасли.
«В первую очередь речь идет о предлагаемом обязательном членстве в СРО, которых в текущей ситуации может быть не более двух. Также это огромное дополнительное финансовое бремя, которое накладывается на участников рынка в виде вклада в компенсационный фонд СРО в размере 100 млн рублей. Это при том, что российские букмекеры и без того должны выполнять самые высокие в мире для данной отрасли лицензионные требования в виде уставного фонда в размере 100 млн рублей, суммы чистых активов в 1 млрд рублей и банковской гарантией на 500 млн рублей. Эти требования и так гарантируют выполнение букмекером своих финансовых обязательств. Заморозка еще 100 млн рублей денежными средствами на счетах организации, с которой в российских реалиях у букмекера с большой вероятностью возникнет конфликт интересов, это просто еще один рычаг для недобросовестной конкуренции. СРО по законопроекту получает полную власть над своими членами и имеет возможность любого неугодного букмекера фактически лишить букмекерской лицензии и, соответственно, лишить возможности оперировать в России. Кроме того, СРО может совершенно произвольно требовать от своих участников любые, в том числе и нарушающие любой здравый смысл, членские взносы и прочие платежи, неуплата которых дает формальный повод для исключения такого участника из СРО, что, как я сказал, означает уничтожение предприятия как участника российской букмекерской отрасли», – сказал он изданию «Рейтинг Букмекеров».
«Также хочу обратить внимание на серьезный потенциал для недобросовестной конкуренции, который заложен в норму, запрещающую букмекерам принимать ставки на исход других азартных игр, но делающую весьма многозначительную оговорку для российских лотерей. Во-первых, это нарушает мировую и российскую практику, в соответствии с которой букмекер сам принимает решение, на какие события он может принимать ставки. Главное, и это уже урегулировано российским законодательством, результаты этих событий должны быть случайными, т.е. не известными заранее ни букмекеру, ни игрокам, и ни букмекер, ни игроки не должны иметь возможность влиять на их исходы. Предлагаемая запретительная мера, при том что она ничем не мотивируется, приведет к сокращению ассортимента событий, которые российский букмекер сможет предложить, и, таким образом, к снижению его конкурентоспособности по сравнению с нелегальными и иностранными букмекерами, для которых не действуют такие искусственные ограничения. Во-вторых, эта норма поставит российских букмекеров в зависимость от российских операторов лотерей, которые, по сути, являются их конкурентами на игорном рынке, что, безусловно, будет использовано во вред здоровой конкурентной среды в отрасли.
И, наконец, необходимо отметить вводимый «Центр учета интерактивных ставок» – еще одно уникальное для мировой практики изобретение, которое по факту дает СРО полный контроль над финансовыми потоками и клиентской базой всех своих членов. Вы можете себе представить, какая это огромная власть над конкурентами, с учетом того, что предлагаемая законопроектом СРО, весьма возможно, будет представлять интересы только одного букмекера», – поделился своим мнением представитель сообщества.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru