Проблемы получения госзаказа членами СРО
Пятая статья 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 июля 2010 года существенно поправила 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года. Только за прошлый год закон претерпевал изменения более десяти раз. Сколь велика роль этого документа для строительного рынка очевидно - создание четко разграниченных, контролируемых отношений между исполнителем и заказчиком будут способствовать повышению качества предоставляемых услуг. Последние коррективы документа направлены на совершенствование системы распределения госзаказа .
Введение института саморегулирования в стройотрасли значительно увеличивает шансы заказчика на получение безопасного во всех отношениях строительного объекта. Во-первых, это обеспечивается коллективной ответственностью. Во-вторых - материальной ответственностью из средств компенсационного фонда, в основе формирования которого лежат взносы каждого члена . В-третьих - строгим контролем и проверкой, которую проходит каждая компания для получения свидетельства о допуске к легальному проведению определенных, заявленных ею работ на строительном рынке. И наконец, в-четвертых - стремлением к чистоте репутации, как своей фирмы, так и всей СРО , ведь за некачественное выполнение заказа участник рынка может лишиться свидетельства о допуске, быть исключен из числа членов СРО и попасть в «черные списки».
Для нормализации процесса проведения тендеров, конкурсов и аукционов на получение госзаказа , достижения высокой результативности мероприятий сегодня не хватает объединения усилий их организаторов с СРО . Одним из вариантов может стать законодательное закрепление участия представителей СРО в конкурсных комиссиях - это поможет выбрать достойного исполнителя и даст возможность СРО отслеживать и контролировать работу компании, получившей бюджетный заказ на всех стадиях строительства. В противном случае ситуация рискует останется прежней, когда зачастую заказчик не обладает знанием критериев для определения качества выполняемой строителями работы. Подобный аспект деятельности СРО благотворно скажется на функционировании обеих сторон этой системы. Заказчик - государство, получает качественно выполненный объект. Исполнитель - СРО несет ответственность. Кроме того реализация госзаказа будет более открытой, чем ранее, так как, в соответствии с ФЗ «О саморегулировании», деятельность СРО обязана быть прозрачной.
Интеграция СРО в систему реализации госзаказа на всех этапах поможет так же компаниям-членам партнерства избежать массы ошибок. Многие фирмы хотели бы взяться за это, но не умеют ориентироваться в огромном информационном поле. Здесь на помощь должна прийти саморегулируемая организация, она должна следить, отбирать, оценивать и доносить информацию о конкурсах на выполнение госзаказов до членов партнерства, оценивать возможности потенциального исполнителя и надежность заказчика, то есть быть своеобразным посредником в тандеме заказчик-исполнитель.
Вторым вариантом, способным решить проблему качества и безопасности строительных объектов, возводимых на бюджетные средства, может стать устранение такого явления как вытеснение конкурентов за счет нереального занижения цен на строительные услуги и материалы. На западе компании лишаются права участия в конкурсах за подобные действия, там занижение цены более чем на 15% ниже стартовой, считается уже неприемлемым, а у нас проходят варианты с 25% и больше. Ясно, что в ход пойдут дешевые некачественные материалы и работать будут неквалифицированные специалисты. Высокое качество не может стоить мало.
Минрегион и Госдума РФ во избежание подобных негативных явлений предлагают конкурсы проводить в два этапа. Во время первого будут отбираться наиболее приемлемые предложения, а во время второго, после отсеивания самых дорогих и самых дешевых вариантов, предпочтение будет отдаваться тем, у кого стоимость соответствует качеству.