Проект закона о солидарной ответственности СРО за неисполнение ее членом обязательств по госконтрактам прошел стадию обсуждений
Подошло к завершению публичное обсуждение Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», устанавливающего ответственность саморегулируемых организаций за такие нарушения, как фактический отказ организации-члена саморегулируемой организации от исполнения государственного или муниципального контракта, нарушение сроков выполнения работ и выполнение работ с недостатками в рамках государственных и муниципальных контрактов. Разработчик проекта – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации..
Целью законопроекта является установление обязанности члена саморегулируемой организации уведомить СРО о факте заключения и существенных условиях государственного (муниципального) контракта на строительство или реконструкцию указанных выше объектов капитального строительства. При этом саморегулируемая организация несет солидарную ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ее членом обязательств по указанным государственным (муниципальным) контрактам, включая ответственность за просрочку выполнения работ, возмещение расходов на устранение скрытых недостатков работ.
Проект федерального закона призван расширить полномочия саморегулируемых организаций по контролю за деятельностью членов в части соблюдения ими сроков выполнения указанных работ по государственным (муниципальным) контрактам, применению мер дисциплинарного воздействия за нарушение таких сроков.
За время проведения обсуждений на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения свои мнения о законопроекте оставили восемь экспертов – Александр Шерстов (ведущий специалист контрольного отдела Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона»), Александр Домбровский (генеральный директор НП СРОСБР), Алла Курская (Начальник юридического отдела НП СРОСБР), Михаил Фирсов (Ведущий специалист Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство СОЮЗ организаций, осуществляющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту оборудования, работающего под давлением, и газового оборудования «Котлогазмонтажсервис»), Алексей Суров (заместитель директора Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ), Валерий Мозолевский (Президент Некоммерческого партнерства «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей»), Евгений Тысенко (Начальник правового департамента Союза СРО СК, советник по правовым вопросам Президента СРО Российское общество оценщиков) и Андрей Марущенко (директор ООО «Ратай»).
Специалисты в большинстве своем нелестно высказались о предложенной инициативе. В лучшем случае законопроект предлагается доработать, в худшем – и вовсе снять его с дальнейшего рассмотрения. В числе рисков для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые могут возникнуть с принятием разрабатываемого проекта нормативного правового акта, были названы:
«Риски очевидны... ответственность за сроки строительства, без возможности влияния на их соблюдение может развалить СРО и оставить без работы ее членов, а с учетом массовости нарушения сроков строительства возможен коллапс отрасли». Шерстов.
«Основное негативное последствие - это подмена цели саморегулирования в области строительства: контроль за выполнением видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства на ответственность за оперативно-хозяйственную деятельность своих членов, что прямо противоречит существующим нормам гражданского права. Указанные изменения в законодательстве без законодательного наделения СРО инструментом регулирования процессом, претендуют на роль постоянно действующей помпы по перекачиванию средств из компенсационного фонда в госбюджет и приведет к дальнейшему развалу строительного комплекса». Домбровский.
«Разрушение саморегулирования в строительстве или его монополизация, выдавливание из строительства малого и среднего бизнеса. К этому приведет необходимость систематического восполнения компенсационного фонда членами СРО». Фирсов.
«Основное негативное последствие - это подмена основной цели саморегулирования в области строительства: предупреждение вреда, повышение качества выполняемых работ обеспечение безопасности объектов капитального строительства на ответственность за оперативно-хозяйственную деятельность своих членов, что прямо противоречит существующим нормам гражданского права. Указанные изменения в законодательстве без законодательного наделения саморегулируемых организаций инструментом регулирования процессом, приведут к возникновению коррупционных схем по перекачиванию средств из компенсационного фонда на счета государственных заказчиков выполняемых работ и к дальнейшему развалу строительного комплекса. Кроме того, на первоначальном этапе введения нового регулирования создастся хаос, поскольку многие строительные организации вынуждены будут выйти из саморегулируемых организаций, поскольку материальное бремя для них будет неподъёмно. Вместе с тем возможен и позитивный результат – недобросовестные саморегулируемые организации вынуждены будут прекратить свою деятельность, поскольку не смогут обеспечить достаточный контроль за своими членами и лишатся компенсационного фонда». Суров.
«1. Реализация представленного проекта Федерального закона приведёт к необходимости на порядок увеличения членских взносов в СРО для возможности исполнения бездумно возлагаемых на СРО функций и минимизации ответственности. 2. В развитие положений ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Конституции РФ и на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора ГК в качестве основных начал гражданского законодательства закрепляет равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК) можно сделать вывод о наличии прямого запрета вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства со стороны саморегулируемой организации. В соответствии со ст. 55.1 ГрК РФ цели саморегулирования в строительной деятельности сводятся к предупреждению возникновения угрозы причинения вреда и повышению качества строительства, и не включают: соблюдение сроков исполнения контрактов или их неисполнение, в том числе реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В свою очередь, согласно части 1 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Так как, в саморегулируемую организацию входят члены партнерства, относящиеся, как к заказчикам (строительный контроль), так и к подрядчикам, может иметь место конфликт интересов, приводящий к коррупции или сговору участников процесса. В соответствии со статьей 6 ФЗ-315 саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Статья 13 ФЗ-315 обязывает саморегулируемую организацию, в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, нести ответственность по обязательствам своего члена, возникшим ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в результате причинения вреда вследствие недостатков, произведенных членом саморегулируемой организации конкретных работ, на исполнение только их, саморегулируемая организация выдала своему члену Свидетельство о допуске. Поэтому, данное предложение по внесению изменений в Градостроительный Кодекс РФ может стать коррупциогенным фактором для возникновения сговоров между заказчиками и подрядчиками, коммерческими СРО, банками и др.». Мозолевский.
«Основными негативными последствиями станут: 1. Удорожание членства в СРО и удорожание строительства. 2. Увеличение судебных разбирательств. 3. Ослабления системы саморегулирования и окончательный ее развал и деградация. 4. Переход к коррумпированной системе лицензирования или аналогичной системе чиновничьего безответственного контроля за строительством». Тысенко
«Дополнительная бумажная нагрузка на бизнес, и дополнительное не нужное общение для бизнеса. Саморегулирование само было способно установить для себя эти повышенные требования, но оно это не сделало. Значит саморегулированию это не нужно». Марущенко.
Планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта – 2015 год.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru