РАСК: как сохранить компенсационные фонды СРО
Системная зачистка Банком России финансового рынка от проблемных кредитных учреждений поставила на повестку дня вопрос о безопасности компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Данная проблема стала особенно обсуждаемой после отзыва Центробанком лицензии у «Мастер-Банка». В настоящее время идет активный поиск в имеющемся правовом поле возможных защитных механизмов компфондрв.
4 декабря 2013 года по данной архигорячей теме на круглом столе, который прошел в рамках Третьего Всероссийского строительного конгресса, Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) озвучило свои предложения, направленные на повышение сохранности компенсационных фондов СРО.
Информационный портал представляет предложения РАСК:
«Компенсационные фонды СРО созданы с целью защиты потенциальных потребителей услуг членов СРО от возможных убытков, связанных с выполнением работ членами такого СРО.
Согласно действующему законодательству, а именно статье 55.16 Градостроительного кодекса РФ «Компенсационный фонд саморегулируемой организации», отсутствуют какие-либо требования к размещению средств компенсационных фондов СРО, за исключением их размещения в банковские депозиты и депозитные сертификаты кредитных учреждений:
«В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. В случае необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней».
При этом решение об управлении существенными суммами денежных средств «де-юре» возложена на общее собрание членов СРО, а «де-факто» находится в руках руководства СРО. Стоит отметить, что получив в распоряжение сотни миллионов рублей, многие руководители СРО принимают решение о размещении этих средств, не исходя из принципов риск-менеджмента, а из принципов личной выгоды или на основании рекомендаций третьих лиц.
Такой подход в корне неверен, т.к. не позволяет контролировать все риски, связанные с деятельностью финансовой системы страны и грозит частичной или полной утратой средств компенсационных фондов СРО, что мы и наблюдаем на примере «Мастер-Банка».
Основной задачей, которая должна быть решена в процессе «управления» средствами Компенсационных фондов является сохранение средств, но никак не зарабатывание доходов для СРО.
Мы считаем, что для решения такой задачи на средства Компенсационных фондов СРО должны распространяться жесткие требования по диверсификации и перечню доступных для вложения инструментов (по аналогии с размещением средств негосударственных пенсионных фондов), а именно:
- Краткосрочные (до 6 мес.) депозиты и депозитные сертификаты крупнейших банков (ТОП-30), имеющих наивысший уровень рейтинга, присвоенного международным агентством;
- Краткосрочные и среднесрочные государственные облигации (со сроком погашения до 3 лет);
- Краткосрочные муниципальные облигации (со сроком погашения до 1 года), которым присвоен наивысший уровень рейтинга или выплаты по которым гарантированы Правительством РФ;
- Краткосрочные облигации компаний с существенной долей государства (со сроком погашения до 1 года), которым присвоен наивысший уровень рейтинга международным рейтинговым агентством или выплаты по которым гарантированы Правительством РФ.
Также мы считаем, что необходимо установить жесткие требования по ограничению максимального объема средств, размещенных в один инструмент на уровне 20%.
Альтернативными вариантами, которые стоит отдельно рассмотреть являются:
- страхование компенсационных фондов, в случае их размещения в банках ниже ТОП-30;
- использование банковских гарантий (в размере до 70% от взноса в компенсационный фонд) членами СРО вместо денежных отчислений в компенсационный фонд, что позволит существенно снизить риски потери компенсационного фонда и не отвлекать оборотные средства у компаний (особенно критично для малого и среднего бизнеса).
Только использование подходов, направленных на активное использование процедур риск-менеджмента, совместно с постоянным мониторингом ситуации на рынке, позволит существенно снизить риски частичной или полной утраты средств Компенсационных фондов».
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru