Реформа лизинга: саморегулирование под надзором регулятора
Несмотря на то, что введение саморегулирования в лизинге практически не подлежит обсуждению, направления реформы лизинговой деятельности по-прежнему вызывают много вопросов у участников рынка. Не так давно с предложением вывести из участия в реформировании малые и средние лизинговые организации выступила бизнес-ассоциация «Деловая Россия», которая сослалась на то, что выполнение всех этапов реформы поставит под угрозу дальнейшую деятельность этих компаний, составляющих почти половину участников рынка. «Деловая Россия» предложила ввести новые правила регулирования только для системообразующих лизинговых организаций, а малым и средним предприятиям и их клиентам из представителей малого бизнеса оставить упрощенный порядок регулирования Теперь свое мнение высказали члены РСПП в рамках круглого стола с участием представителей Центробанка, лизинговых и аудиторских компаний, организованного Комиссией РСПП по банкам и банковской деятельности для обсуждения основных направлений реформы рынка лизинга.
Модератор круглого стола исполнительный вице-президент РСПП А. В. Мурычев отметил заинтересованность промышленников и производителей в обсуждении законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности», чтобы интересы бизнеса были учтены в дальнейшей работе над законопроектом. Он напомнил также, что большое количество членов РСПП пользуется услугами лизинговых компаний, а стоимость имущества, приобретенного предпринимателями в 2016 году, составила свыше 740 млрд рублей.
Представитель РСПП остановился на основных этапах реформы, в результате которой на финансовом рынке появится институциональная категория «лизинговые компании», которые будут иметь статус некредитных финансовых организаций (НФО). Целью первого этапа реформы является повышение прозрачности рынка, которую планируют обеспечить за счет трех компонент. Во-первых, создание государственного реестра лизинговых компаний. Во-вторых, ведение бухгалтерского учета в соответствии с отраслевыми стандартами, которые отвечают принципам МСФО, и плана счетов для НФО. В-третьих, частичная стандартизация лизинговой деятельности за счет перехода на саморегулирование в соответствии с №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Недостатком существующего рынка лизинга, по мнению модератора, является как непрозрачность, так и слабая капитализация компаний.
Со своей стороны, советник первого заместителя Председателя Банка России С. Р. Моисеев заверил собравшихся, что концепцию реформы утвердил Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности после консультаций с участниками рынка, а сам проект реформы носит сбалансированный характер и не ущемляет деловые интересы лизингодателей, поскольку не предполагает вмешательства в операционную деятельность компаний. По оценке Министерства экономического развития, законопроект не создает избыточных административных барьеров, а согласно результатам исследования Федеральной антимонопольной службы – никак не повлияет на состояние конкуренции на рынке. По итогам реформы Банк России ожидает увеличение номинальных объемов рынка, регистрацию большого числа ранее непубличных компаний, входящих в состав банковских групп, уменьшение стоимости лизинга под влиянием снижающейся инфляции, процентных ставок и премии за риск по обязательствам лизингодателей.
Иной точки зрения придерживается эксперт в области лизинга, кандидат экономических наук, доцент Н. И. Киркорова, которая усомнилась в целесообразности пересмотра нормативной базы лизинговой отрасли. Ссылаясь на текст законопроекта, она обращает внимание на то, что целью изменений законодательства является установление контроля ЦБ РФ за всей лизинговой отраслью. Для этого, во-первых, поправки предполагают лицензирование деятельности лизинговых компаний и внесение сведений о них в реестр финансовых организаций, что и будет осуществлять Центробанк, чтобы контролировать финансовые потоки на рынке. Во-вторых, законопроект имеет пункт о создании в лизинговой отрасли саморегулируемой организации, цель которой — организация отрасли под управлением ЦБ, а также — разработка единых нормативных правил ведения бизнеса.
Эксперт указывает на то, что в реформе необходимо разработать государственную макроэкономическую цель с определением количественных и качественных показателей, при этом сформулировать задачу и в дальнейшем курировать ее выполнение должно Минэкономразвития, а не Центробанк, в обязанность которого не входит развитие национальной экономики.
Настораживает Н. И. Киркорову и тот факт, что в проекте реформы прослеживается линия подмены лизинговых отношений в концепции «аренда» на концепцию «кредит», что может серьезно отразиться на функционировании лизинга в стране и практической реализации многообразия возможностей этого вида деятельности. Эксперт напоминает, что лизинговая отрасль в стране создавалась более 25 лет, нарастив за это время портфель до объема 3200 млрд рублей и, по данным Leaseuropa, вывела Россию в области лизинга в 2016 и в 2017 году на 7-е место в Европе. За этот период сформировалась нормативная база отрасли, в рамках которой сложилось профессиональней общение между всеми участниками лизинговой деятельности, и внесение поправок в гражданский и налоговый кодексы и в другие нормативно-правовые акты нарушит сложившуюся и отработанную годами деловую практику.
«Реформирование отрасли необходимо, но лизинг не требует революции - она снизит потенциал отрасли. В этой сфере стоит провести процесс совершенствования установленных норм лизинга и реализацию мероприятий по активизации обновления производственного парка страны, не теряя при этом наработанную практику», - полагает считает Н. И. Киркорова.
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru