1. Главная
  2. Новости
  3. Реформа лизинга: саморегулирование под надзором регулятора
Новости

143

Реформа лизинга: саморегулирование под надзором регулятора

 Реформа лизинга: саморегулирование под надзором регулятораНесмотря на то, что введение саморегулирования в лизинге практически не подлежит обсуждению, направления реформы лизинговой деятельности по-прежнему вызывают много вопросов у участников рынка. Не так давно с предложением вывести из участия в реформировании малые и средние лизинговые организации выступила бизнес-ассоциация «Деловая Россия», которая сослалась на то, что выполнение всех этапов реформы поставит под угрозу дальнейшую деятельность этих компаний, составляющих почти половину участников рынка. «Деловая Россия» предложила ввести новые правила регулирования только для системообразующих лизинговых организаций, а малым и средним предприятиям и их клиентам из представителей малого бизнеса оставить упрощенный порядок регулирования Теперь свое мнение высказали члены РСПП в рамках круглого стола с участием представителей Центробанка, лизинговых и аудиторских компаний, организованного Комиссией РСПП по банкам и банковской деятельности для обсуждения основных направлений реформы рынка лизинга.

Модератор круглого стола исполнительный вице-президент РСПП А. В. Мурычев отметил заинтересованность промышленников и производителей в обсуждении законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности», чтобы интересы бизнеса были учтены в дальнейшей работе над законопроектом. Он напомнил также, что большое количество членов РСПП пользуется услугами лизинговых компаний, а стоимость имущества, приобретенного предпринимателями в 2016 году, составила свыше 740 млрд рублей.

Представитель РСПП остановился на основных этапах реформы, в результате которой на финансовом рынке появится институциональная категория «лизинговые компании», которые будут иметь статус некредитных финансовых организаций (НФО). Целью первого этапа реформы является повышение прозрачности рынка, которую планируют обеспечить за счет трех компонент. Во-первых, создание государственного реестра лизинговых компаний. Во-вторых, ведение бухгалтерского учета в соответствии с отраслевыми стандартами, которые отвечают принципам МСФО, и плана счетов для НФО. В-третьих, частичная стандартизация лизинговой деятельности за счет перехода на саморегулирование в соответствии с №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Недостатком существующего рынка лизинга, по мнению модератора, является как непрозрачность, так и слабая капитализация компаний.

Со своей стороны, советник первого заместителя Председателя Банка России С. Р. Моисеев заверил собравшихся, что концепцию реформы утвердил Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности после консультаций с участниками рынка, а сам проект реформы носит сбалансированный характер и не ущемляет деловые интересы лизингодателей, поскольку не предполагает вмешательства в операционную деятельность компаний. По оценке Министерства экономического развития, законопроект не создает избыточных административных барьеров, а согласно результатам исследования Федеральной антимонопольной службы – никак не повлияет на состояние конкуренции на рынке. По итогам реформы Банк России ожидает увеличение номинальных объемов рынка, регистрацию большого числа ранее непубличных компаний, входящих в состав банковских групп, уменьшение стоимости лизинга под влиянием снижающейся инфляции, процентных ставок и премии за риск по обязательствам лизингодателей.

Иной точки зрения придерживается эксперт в области лизинга, кандидат экономических наук, доцент Н. И. Киркорова, которая усомнилась в целесообразности пересмотра нормативной базы лизинговой отрасли. Ссылаясь на текст законопроекта, она обращает внимание на то, что целью изменений законодательства является установление контроля ЦБ РФ за всей лизинговой отраслью. Для этого, во-первых, поправки предполагают лицензирование деятельности лизинговых компаний и внесение сведений о них в реестр финансовых организаций, что и будет осуществлять Центробанк, чтобы контролировать финансовые потоки на рынке. Во-вторых, законопроект имеет пункт о создании в лизинговой отрасли саморегулируемой организации, цель которой — организация отрасли под управлением ЦБ, а также — разработка единых нормативных правил ведения бизнеса.

Эксперт указывает на то, что в реформе необходимо разработать государственную макроэкономическую цель с определением количественных и качественных показателей, при этом сформулировать задачу и в дальнейшем курировать ее выполнение должно Минэкономразвития, а не Центробанк, в обязанность которого не входит развитие национальной экономики.

Настораживает Н. И. Киркорову и тот факт, что в проекте реформы прослеживается линия подмены лизинговых отношений в концепции «аренда» на концепцию «кредит», что может серьезно отразиться на функционировании лизинга в стране и практической реализации многообразия возможностей этого вида деятельности. Эксперт напоминает, что лизинговая отрасль в стране создавалась более 25 лет, нарастив за это время портфель до объема 3200 млрд рублей и, по данным Leaseuropa, вывела Россию в области лизинга в 2016 и в 2017 году на 7-е место в Европе. За этот период сформировалась нормативная база отрасли, в рамках которой сложилось профессиональней общение между всеми участниками лизинговой деятельности, и внесение поправок в гражданский и налоговый кодексы и в другие нормативно-правовые акты нарушит сложившуюся и отработанную годами деловую практику.

«Реформирование отрасли необходимо, но лизинг не требует революции - она снизит потенциал отрасли. В этой сфере стоит провести процесс совершенствования установленных норм лизинга и реализацию мероприятий по активизации обновления производственного парка страны, не теряя при этом наработанную практику», - полагает считает Н. И. Киркорова.

Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн