Саморегулирование нуждается в срочной корректировке
Недавняя страшная трагедия в московской подземке, унесшая жизни 24 человек (еще более ста были ранены), продолжает оставаться в центре внимания средств массовой информации. Издание «Новая газета» в материале «Допуск к трагедии» (№ 91 от 18,08.2014) попыталось выяснить, не кто виноват, а причины, которые привели к катастрофе.
Помнится «вождь народов» утверждал, что каждая катастрофа должна иметь фамилию, имя, отчество. «Ответственность всегда должна быть персонифицированная», — сказал Президент России Владимир Путин сразу после аварии.
Поэтому быстрое на руку следствие установило обвиняемых в преступлении. Однако причины произошедшего нельзя свести к одному пресловутому «человеческому фактору». Все гораздо сложнее и связано с внедренной новой формой регулирования, которая должна сама обеспечивать контроль за качеством работ и безопасностью. Но данная система, получившая название саморегулирование, не сработала. Почему?
Итак, установлено, что причиной аварии стала техническая некомпетентность сотрудников субподрядной организации, которая имела все необходимые лицензии и была допущена к производству работ на объектах особой опасности, каким и является Московский метрополитен.
По словам представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, авария в метро произошла по вине работников ООО «СпецТехРеконструкция», которое получило субподряд на ремонт путей у компании «Ингеоком». Решением суда арестованы на два месяца замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов, директор по производству Анатолий Круглов и простые «стрелочники», исполнявшие их указания, — дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов.
По версии следствия, Круглов отвечал за производство работ по врезке стрелочного перевода на перегоне между станциями «Парк Победы» — «Славянский бульвар», однако не осуществил надлежащего контроля. «Трофимов, лично участвовавший в строительстве стрелочного перевода, как полагает следствие, допустил ненадлежащее закрепление остряка стрелки», — сообщила пресс-служба СК.
Пока Анатолий Круглов свою вину не признал, а в ходе судебного заседания, где ему избирали меру пресечения, он потребовал отвода судьи из-за присутствия в зале суда журналистов. Чем же не угодила господину Круглову пресса?
Занятный факт, Анатолий Круглов кроме директорской должности в ООО «СпецТехРеконструкция» занимает должность генерального директора еще одной, очень сходной по названию фирмы — «СпецРеконструкция». Однако у суда видимо, не было данных о том, что он является еще и единоличным владельцем фирмы, которая 7 апреля 2014 года получила свидетельство на право производства работ, связанных с особой опасностью (!). Документ за номером 0380.01-2014-7729706862-C-254 выдала Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Межрегиональная Ассоциация по Строительству Ремонту и Техническому Надзору».
Сие свидетельство дает организации допуск к работам по устройству железнодорожных и трамвайных путей, в том числе на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, к которым относятся и тоннели московского метро. Вероятно, Круглов боялся, что именно этот факт привлечет внимание журналистов.
Но дело не только в «СпецРеконструкции» и Круглове. Важнее понять, что это за саморегулируемые организации, которые легко выдают допуски строителям или проектировщикам, от которых зависят жизни многих людей?
Согласно Федеральному закону № 315 от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», все хозяйствующие субъекты, занимающиеся предпринимательской или профессиональной деятельностью, вступают в специализированную организацию, которая разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности. Заметим, стандарты и правила должны соответствовать «федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам». Но кто собственно проверяет, соответствует ли этим требованиям сама компания? Только СРО... Катастрофа в столичном метро показывает, что контроль СРО неэффективный, а проще говоря, формальный.
Так, компания «СпецТехРеконструкция», сотрудники и руководители которой обвиняются в причастности к катастрофе 15 июля, имела все необходимые допуски и лицензии. То есть она соответствовала стандартам проведения работ по «устройству тоннелей метрополитена», входящих в Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ № 624 от 30 декабря 2009 года.
Но кто проверял «СпецТехРеконструкцию» на соответствие стандартам? Организация была членом СРО НП «Объединение профессиональных строителей «РусСтрой» с 22 ноября 2011 года и владела свидетельством 0914.02-2011-7703639192-С-068 на производство особо опасных и технически сложных работ. Это свидетельство в «пожарном» порядке после служебного расследования было аннулировано, а компания исключена из реестра саморегулируемой организации, которую возглавляет вице-президент Национального объединения строителей, координатор НОСТРОй по городу Москве Николай Маркин.
Между тем, дубль два, вторая фирма Анатолия Круглова «СпецРеконструкция», продолжает чувствовать себя прекрасно в реестре СРО НП «МАС РемТехНадзор», возможно, устраивая партнерство по всем параметрам.
Чтобы понять примерную схему получения допуска обратимся к базам данных СПАРК. Согласно им, генеральным директором СРО НП «МАС РемТехНадзор» является некто Василий Мищанчук. Кроме того, этот же господин возглавляет еще множество других саморегулируемых организаций в самых разных сферах деятельности: СРО НП «Межрегиональная Ассоциация жилищно-коммунального хозяйства РемТехНадзор», СРО НП «Межрегиональная Ассоциация по Промышленной Безопасности РемТехНадзор», «Межрегиональная Ассоциация Изыскателей РемТехНадзор» и аффилирован еще в несколько СРО. Все эти саморегулируемые организации выдают допуски, в том числе на особо опасные работы, причем не безвозмездно. Следственный комитет, кстати, недавно провел в НП «МАС РемТехНадзор» выемку документов. Интересно, что она покажет?
Дело в том, что для вступления в СРО, по закону РФ, «хозяйствующему субъекту необходимо иметь в штате необходимое количество квалифицированных сотрудников и, в зависимости от видов работ, определенную материально-техническую базу». Для этого организация должна получить экспертную оценку. По удивительному совпадению все тому же Мищанчуку принадлежит и такая контора - ООО «ПромЭкспертСервис». Она осуществляет необходимые экспертизы для выдачи членам его же СРО свидетельств о допуске к деятельности. По сути, господин Мищанчук создал цепочку для зарабатывания денег из воздуха.
Стоимость подобных услуг легко можно найти в Интернете, набрав фразу «вступить в СРО». Предложения появятся архизаманчивые с бонусами: за один день вступить в любую СРО. При желании можно приобрести наштампованные фирмы-пустышки, уже вступившие в профильные СРО, обладающие необходимым набором допусков. Все для клиента с толстым кошельком. И потом, если хочешь, строй на любых объектах, в том числе особой опасности.
Вот и напрашивается вопрос, а саморегулирование - это не коррупционная составляющая, переместившаяся из кабинета чиновника в офис саморегулятора?
И последнее. Компенсационные выплаты семьям погибших и пострадавшим, по данным СМИ, превысили 106 миллионов рублей. Их выплачивает Московский метрополитен. Но, как известно, компенсационные фонды саморегулируемых организаций согласно статье 55.16 Градкодекса создавались для того, чтобы «саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несла солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса (возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения)».
Однако «СпецТехРеконструкция» исключена из СРО и, скорее всего, НП «Объединение профессиональных строителей «РусСтрой» не будет производить выплаты из своего компенсационного фонда.
Авария в метро показала, что решение передать лицензирование в руки профессионального сообщества от государства, принятое по инициативе Правительства РФ в 2007 году, было либеральным и рыночным. Руководство страны не учло российские особенности: менталитет, разность подходов к управлению и администрированию, отношение к соблюдению законов и предписаний, трудовую этику. Поэтому модель, успешно работающая на Западе, в России сразу начала сдавать сбои.
Видимо, саморегулирование может работать только в тех обществах, где деловая репутация и элементарная порядочность давно и прочно встроены в практику ведения бизнеса. У нас этого, увы, пока нет, следовательно, нужна срочная и основательная корректировка ФЗ «О саморегулируемых организациях», иначе количество аварий и список жертв будет неуклонно расти.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru