Саморегулирование в медиации: - новый этап интегрирования примирительных процедур в российское общество
Медиация - очень эффективный способ решения споров в самых разных сферах деятельности и частной жизни во внесудебном порядке. Это быстро, экономно, конфиденциально, без ущерба для репутации. Он широко применяется в Европе, США, Канаде и Австралии. Сегодня в этих странах с помощью процедур внесудебного урегулирования споров разрешается до 80% конфликтов, причем из всех мировых решений 30% дает арбитраж (по-нашему - третейское разбирательство), а 70% - медиация.
В нашей стране медиаторы как третьи лица, призванные урегулировать конфликт, появились недавно, хотя традиции примирительных процедур и мирового соглашения существовали на Руси еще в XIV веке. Древнерусский суд, в первую очередь, стремился примирить стороны, и только в случае неудачи разрешал спор по существу. В дальнейшем упоминания о мировом соглашении встречаются практически во всех крупных памятниках русского права.
В советские времена институт примирения был забыт, рассматривался как капиталистический пережиток. А второе рождение он получил в виде Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который был принят в июле 2010 года и вступил в силу с 1 января 2011 года.
Государство на законодательном уровне отказалось от жесткого вмешательства в регулирование деятельности медиаторов. Правда, до настоящего момента закон так и не заработал в полную силу из-за организационных и экономических проблем. Именно это и подвигло медиаторов к саморегулированию.
Активизация их действий - это ответ на слова главы Минэкономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной, которая сказала: «Саморегулирование должно прийти в те сферы, где действительно востребовано, где этот механизм будет работать лучше прямого госрегулирования. СРО должны стать полноценным участником гражданских правоотношений, формировать в отрасли мотивацию к повышению стандартов и обеспечивать гарантии качества потребителям и защиту своим членам».
Как известно, СРО принимают на себя часть государственных полномочий, как по регулированию деятельности в своей отрасли, так и по контролю за качеством услуг. Но самое главное, СРО отвечают перед гражданами, пользователями медиации, за качество медиативных услуг, предоставляемых ее членами.
СРО медиаторов разрабатывают и утверждают кодекс профессиональной этики медиаторов, стандарты и правила профессиональной деятельности. СРО представляют интересы своих участников в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов. СРО разрабатывают правила проведения процедуры медиации, создают стандарты подготовки медиаторов.
СРО также взяли на себя информационно-просветительскую работу, чтобы потенциальные пользователи медиации, а к ним относится буквально каждый гражданин, имели возможность узнать о медиации, познакомиться с сутью и преимуществами нового подхода. Это необходимо для того, чтобы у потребителя было понимание правил и принципов, по которым проводится процедура медиации, и чтобы он был способен сделать правильный выбор в пользу процесса медиации и самого медиатора.
По мнению специалистов, СРО в медиации, безусловно, обеспечит все условия для широкомасштабного внедрения и развития института медиации в жизнь российского общества. Одной из главных задач успешного решения этой задачи является формирование профессионального сообщества медиаторов.
Итак, закон разрешает создавать саморегулирующие организации в медиации, какие требования предъявляются к СРО медиаторов?
Они четко прописаны как в Федеральном законе N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», так и в Федеральном законе N315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств. Для создания СРО медиаторов необходимо 100 индивидуальных профессиональных медиаторов и (или) 20 юридических лиц, одним из видов деятельности, которых является предоставление медиативных услуг. Для вступления в СРО необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым к представителям данной профессии или организациям. Кроме того, должны соблюдаться добровольность и конфиденциальность. Необходимо сформировать компенсационный фонд для обеспечения профессиональной ответственности членов СРО, разработать инвестиционную декларацию и провести конкурсный отбор среди управляющих компаний, заключить с избранной компанией договор, а также с депозитарием. Должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации медиаторов и т.д.
Впрочем, на сегодня с принятием медиаторов в реестр сложилась тупиковая ситуация. На официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рубрике Государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов сообщается, что она не содержит сведений о саморегулируемых организациях медиаторов.
Представители Росреестра, говоря о СРО в медиации, подчеркивают, в этой сфере необходимо проявлять крайнюю осторожность, главное не количество, а качество. Поэтому в Росреестре щепетильно и с пристрастием рассматривают регистрационные документы и, ссылаясь на недостаточное количества членов СРО, профессиональную подготовку, квалификацию медиаторов и прочего, отказывают в регистрации.
Увы, действительно количество медиаторов у нас в стране еще очень мало, а процесс их подготовки далеко несовершенен.
Со своей стороны, не внесенные в реестр СРО, жалуются на сверхсложный порядок регистрации СРО медиаторов, излишнюю забюрократизированноть, неясность многих процедур регистрации «в силу трепетного отношения Росреестра к реестру».
Медиаторы, получившие отказ, полагают, что формальное исполнение закона, скорее всего, свидетельствует о забрократизированности процесса регистрации и благоприятной почве для коррупции, чем о нормальном взаимодействии государственных должностных лиц с гражданским обществом. И, возможно, СРО медиаторов пришлись «не ко двору» для судов, ибо институт медиации, как конкурент, разрушающий госмонополию на правосудие, делает его менее загруженным и запутанным.
Тем не менее, саморегулирование в российской медиации вступило в новый этап интегрирования. Несмотря на проволочки в регистрации СРО, можно констатировать, что процедура медиации в нашей стране становится все более востребованной российским обществом. Продиктовано это вполне объективными условиями. Россия, являясь частью мирового пространства, в том числе и экономического, нуждается в медиации, и, несомненно, будет использовать ее и в дальнейшем, причем как на микро-, так и на макроуровне, для преодоления тех сложностей, которые неизбежно возникают под влиянием процессов глобализации и взаимной интеграции.
Профессиональное сообщество медиаторов настойчиво борется за право самостоятельно определять стандарты профессиональной деятельности, правила работы и образовательные программы подготовки медиаторов, устанавливать прозрачные правила игры и честную конкуренцию. Процесс, как говорил Михаил Горбачев, пошел. И СРО, как инфраструктурный проект, направленный на становление честных правил игры постепенно реализуется. Если он заработает в полную силу, выигрывают все, выигрывает общество, выигрываем и мы, говорят медиаторы.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru