Состоялось заседание Подкомитета НОСТРОЙ по защите деятельности саморегулируемых организаций стройкомплекса
Перед участниками заседания, которое состоялось 10 июля 2014 г. в НОСТРОЙ, стояла задача, как в условиях несовершенства законодательства обеспечить эффективную работу СРО?
В связи с этим были рассмотрены три важных вопроса: «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О доказательной базе по вопросам исключения средств компенсационных фондов СРО из конкурсной массы в процессе арбитражного судопроизводства и «О деятельности НОСТРОЙ в процессе арбитражного судопроизводства».
К участию в работе мероприятии были приглашены руководители саморегулируемых организаций, эксперты, а также представители СРО-сообщества, заинтересованные в обсуждении и решении поднимаемых вопросов. В заседании принял участие заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Н.И. Капинус.
По первым двум вопросам выступил председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий НОСТРОЙ, д.э.н., академик Международной академии информатизации Ю.И. Мхитарян. Он подробно ознакомил собравшихся с ситуацией, касающейся компенсационных фондов саморегулируемых организаций, оказавшихся недоступными в связи с банкротством российских кредитных организаций, предложил алгоритм решения этих проблем и сформулировал конкретные изменения, которые необходимо внести в законодательство.
Юрий Иванович подчеркнул, что решить эти проблемы позволяют конституционные нормы, являющиеся основой эффективной правовой системы государства и которые гарантируют обеспечение безопасности человека, гражданина, его жизни, деятельности и российской кредитной системы. На их основе государственная власть создала законодательный инструмент, определила адекватную конкретизацию и детализацию механизма обеспечения безопасности посредством 23 императивных норм ряда статей Градостроительного кодекса РФ о деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере.
Докладчик, в частности, отметил, что законодатель установил способ размещения имущества СРО – компенсационных фондов – в депозиты и (или депозитные сертификаты российских кредитных организациях в целях сохранения и доступности этих средств. Согласно закону при банкротстве банков из конкурсной массы исключается имущество их клиентов, коими являются компенсационные фонды саморегулируемых организаций. Следовательно, это имущество (средства) должны исключаться из конкурсной массы при банкротстве кредитной организации. В обоснование данного утверждения Юрий Иванович привел ряд статей законов.
Комментируя выступление докладчика, Н.И. Капинус согласился, что вопросы подняты очень важные, своевременные и остановился на двух «узких местах», которые надо учитывать. Первое – это то, что пока нет четкого понимания природы компенсационных фондов. То есть, сказать однозначно, что это собственность СРО – не совсем правомочно.
Вторая неопределенность, на которую он обратил внимание, касается средств, поступающих в банк. По сути, это обезличенная масса (это не физические деньги), которую банк и обязан вернуть СРО. Так что предстоит определиться и с этими нюансами и особенностями.
Главный специалист отдела стандартизации документов саморегулирования и ФКС «Национального объединения изыскателей» Ю.С. Олейник, также касаясь компенсационных фондов, подчеркнул, что вводить мораторий на эти средства СРО нельзя ни в коем случае. А деньги клиентов банка должны быть истребованы не только по решению судов, но и просто по заявлению организации до начала процедуры банкротства.
По третьему вопросу – о том, как ведутся арбитражные дела по защите прав и законных интересов СРО по обеспечению сохранности компенсационных фондов – доложил участникам заседания главный специалист организационно-правового управления НОСТРОЙ А.С. Монаенко. Александр Монаенко отметил, что на сегодняшний день по всем искам, которые рассматривались в арбитражных судах, получены отказы. Он также сообщил, что НОСТРОЙ параллельно активно участвует в работе по изменению законодательства, без чего вернуть средства саморегулируемых организаций очень сложно.
В конце заседания участники единогласно проголосовали за изменения, которые предложено внести в законопроект, и решили обратиться к Президенту НОСТРОЙ Н.Г. Кутьину с просьбой выступить с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в ст.50.35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» для принятия его в первом чтении на осенней сессии Госдумы России.
Участники высказали убеждение, что четкая аргументированность предлагаемых изменений в законопроект, их юридическая обоснованность, а также приведение социально-экономических, политических, правовых результатов и преимуществ для российской банковской системы, значительно упростит процедуру прохождения законопроекта в Госдуме России.
Пресс-служба НОСТРОЙ
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru