В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные созданию мегарегулятора на российском финансовом рынке
В минувшую среду,24 апреля, в верхней палате российского парламента состоялись слушания по вопросу создания мегурегулятора на финансовом рынке и передаче всех полномочий Банку России.
В мероприятии приняли участие два заместителя председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Ананьев и Вячеслав Новиков, депутаты Госдумы, представители Минфина, ЦБ, Счетной палаты РФ, ведущие эксперты финансового сектора России и руководители различных финансовых организаций.
Создание единого мегарегулятора в финансовом секторе РФ повысит его инвестиционную привлекательность и обеспечит более качественный анализ существующих в этой сфере системных рисков. Такое мнение высказал первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Ананьев.
По его словам, создание такого инструмента позволит устранить имеющиеся ведомственные барьеры, повысит качество и эффективность надзора и регулирования в финансовом секторе, в том числе на консолидированной основе. Кроме того, мегарегулятор будет способствовать оптимизации расходов на осуществление надзорных процессов.
«Процесс формирования регуляторной среды в условиях интеграции качественно разнородных видов надзорной деятельности потребует нестандартных решений множества проблем, в том числе выработки новых подходов к обеспечению финансовой стабильности», - считает парламентарий.
Он подчеркнул, что мегарегулятор будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке страны. При этом, считает Дмитрий Ананьев, работу по созданию такой структуры необходимо проводить осторожно, чтобы не нарушить существующего баланса.
Заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев отметил, что актуальность создания мегарегулятора определяется общемировыми тенденциями.
Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев обозначил позицию ассоциации по вопросу передачи полномочий по регулированию деятельности небанковских финансовых организаций в ЦБ РФ.
По его мнению, необходимо обратить внимание на страховые организации, управляющие компании, брокеров и дилеров с небольшим капиталом и небольшим числом работающих. Решение лежит в области дифференциации регулятивной нагрузки к разным финансовым институтам. И здесь нужно справиться с боязнью фирм-однодневок и избавиться от приемов, которые у нас обычно используются для борьбы с ними - повышение требований к капиталу и прочими, не оставляющими шансов на существование добросовестным мелким компаниям, - нужно выработать новые более адекватные меры борьбы с недобросовестными компаниями, сказал Алексей Тимофеев.
Также по мысли главы НАУФОР, регулирование ЦБ должно предполагать большую роль саморегулируемых организаций - зачем это нужно? В настоящее время СРО являются наиболее эффективным институтом, который мог бы дополнить государственное регулирование своими регулятивными и правоприменительными приемами - большей гибкостью и оперативностью - то, что нужно российскому финансовому рынку где регулирование отстает от развития рынка. Концепция саморегулирования не должна подавлять спрос индустрии на саморегулирование - СРО не должны стать обособленным подразделением ЦБ, вреда от таких СРО больше, чем пользы. Индустрия должна получить ясный сигнал, что если СРО справляются со своими задачами - ЦБ не вмешивается в регулятивный процесс. Однако ЦБ должен определять наиболее общие правила игры и должен быть вправе вмешиваться в регулирование для устранения возникающих регулятивных дисбалансов.
Завершая свое выступление Тимофеев, подчеркнул, что все регулятивные решения должны соизмеряться с уровнем развития рынка и способности его к адаптации.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru