Специфика управляющих компаний
В России в сфере управления многоквартирными домами находится более 200 млн. квадратных метров жилья. Ответственность за эксплуатацию этого сектора размазана и вызывает вопросы. Низкий контроль привёл к плачевному положению на рынке услуг – засилью непрофессионалов и порой даже аферистов, наживающихся за счет жильцов, оставаясь безнаказанными.
Накануне летних каникул в Государственную Думу был внесен на рассмотрение прошедший обсуждения во всех регионах страны законопроект «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами». Его авторами и вдохновителями были Председатель Комитета по собственности ГД РФ Виктор Семенович Плескачевский и председатель Комитета по строительству и земельным отношениям ГД Мартин Люцианович Шаккум. Этот документ призван обстоятельно расписать все права, обязанности и ответственность обеих сторон в сфере управления многоквартирными домами и санкционировать переход данного сегмента ЖКХ на саморегулирование.
В преддверии принятия этого основополагающего законодательного акта для функционирования УК ЖКХ, Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин поставил свою подпись под Постановлением от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Документ призван остановить бесконтрольность и вседозволенность, имеющую место на рынке этих услуг в последнее время. Деятельность УК должна стать прозрачной. Те же, кто не сможет выполнить жесткие требования постановления в течение двух месяцев попросту уйдут с рынка этих услуг. Дмитрий Николаевич Козак, заместитель председателя Правительства РФ считает, что выполнение этого постановления окажет существенную помощь владельцам квартир в выборе достойной компании для управления их домами. Ведь у них появится возможность альтернативы. Инструмент общественного контроля как показывает практика, вполне результативен.
Государство заинтересовано в расширении сети Управляющих компаний в сфере ЖКХ. ДЕЗы (дирекции единого заказчика), заполнявшие ранее эту нишу дискредитировали себя и были малоэффективны. На УК ложится огромная ответственность по администрированию, правовому обеспечению, эксплуатации на должном уровне и ремонту, обеспечению безопасности не только в местах общедоступных всем жильцам, но и на территориях примыкающим к домам. Власти считают, что переход УК на саморегулирование будет способствовать большему доверию жильцов к подобной форме управления. Механизмы СРО - коллективная ответственность, компенсационный фонд и страхование, регулярный контроль и, в первую очередь, жесткий отбор желающих, тщательная проверка представленной ими документации при вступлении в партнерство - дают гарантии владельцам квартир, что их права будут защищены в случае возникновения проблем.
Пока же доверие населения к УК подорвано массой правовых и финансовых нарушений, которыми представители этих компаний себя запятнали. Причем все это отражается на бюджете жильцов. Кроме того основополагающим документом для осуществления деятельности подобных компаний в сфере ЖКХ является Жилищный кодекс. И хотя принят он не так давно, в 2004 году, в нем не прописаны точно права, обязанности и ответственность управляющих организаций, так же как и не раскрыта суть целого ряда понятий, играющих важную роль в работе УК. Восполнить эти лакуны и призван вышеупомянутый законопроект. Прозрачность деятельности, а также объединение в саморегулируемые организации - вот те факторы, которые способны прекратить нарушения в этой сфере.