СРО нуждаются в прекращении изменений законов
Более месяца назад Министерство регионального развития обнародовало новую редакцию списка опасных видов работ, для выполнения которых требуются свидетельства о допусках к работам, выдаваемые СРО. Новая редакция перечня будет принята к действию с первого июля. Для СРО принятие новой редакции оборачивается бумажной волокитой и переоформлением всех ранее выданных свидетельств. Трапезников Вячеслав Анатольевич, исполнительный директор НП СРО «ГСУ» говорит о том, что официально ФЛЦ не требует менять все допуски СРО, но учитывая вступление в силу новых правил – другого выхода не будет. Строительное сообщество возмущено подобным положением дел, ведь это уже 4 по счету версия списка Минрегиона, и в очередной раз придется менять все разрешения СРО (до этого замены производились уже 2 раза).
Многие изменения, привнесенные в последний вариант перечня непонятны строительному сообществу, в частности неясно, почему из перечня были вычеркнуты все работы, ведущиеся непосредственно в зданиях и сооружениях? Евгений Бонин, председатель правления НП СРО «Проектировщики Свердловской области» уверен в том, что новая редакция перечня совершенно по непонятной причине и ошибочно была дополнена несколькими проектными видами деятельности, никак не связанными с безопасностью объектов капитального строительства.
В свою очередь стройорганизации и СРОС напротив, жалуются на сокращение списка, и вычеркивание массы работ, которые как раз таки могут сказаться на безопасности. Таким образом, согласно последней версии перечня, каждая желающая строительная фирма получает право возвести сооружение площадью не превышающей полутора тысяч м2, а также максимальной высотой в 2 этажа. Однако к подобным сооружениям можно отнести и производственные объекты, а также спортивные комплексы, чьи крыши рушатся последние годы с небывалой частотой. Становится ясно, что обилие законотворческих процессов и постоянные корректировки существующих правил препятствуют развитию саморегулирования и стройотрасли в целом.
К этому дню по всей стране действует порядка четырехсот СРО. Наиболее активно развились саморегулируемые организации в Пермском крае, а также Свердловской области. Стоит заметить, что все саморегулируемые организации Урала предпочли действовать по системе, когда страхование ответственности является неотъемлемым элементом членства в СРО, что позволяет снизить отчисления в фонды СРО более чем в 3 раза. Это наиболее правильное решение, ведь при этом не только снижается материальная нагрузка на участников СРО, но еще и возрастает надежность сохранности средств СРО. Ведь при допущении ошибки членом СРО сперва выплаты будут произведены по страховке предприятия, и только в случае если страховка не покроет ущерб, то партнерство будет вынуждено обратиться к собственному фонду. Страховая сумма рассчитывается по 2ум показателям, по числу осуществленных проектов и оборотам предприятия. Вступительные и ежегодные взносы все саморегулируемые организации устанавливают в индивидуальном порядке.
Основная часть СРО получила свой статус только в декабре, из чего следует, что они работают не более 6 – 7 месяцев. Но и за этот короткий СРОк законы о саморегулировании не один раз претерпевали изменения, причем конца и края бесчисленным коррективам законов не видно.
Что интересно, нормотворческие процессы, которые происходили все это время никак не связанными с теми проблемами, на которые ставят акценты сами строители. Строительное сообщество озадачено совсем другими вопросами.
Основную проблему строители видят в появлении продажных партнерств, торгующих допусками СРО. Ефим Владимирович Басин, президент НП СРО «МОС», президент НОСТРОЯ несколько раз выступал с заявлениями о необходимости устранения коммерческих партнерств, при этом приводя цифры и предлагая свои варианты решения проблемы.
Исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» говорит о том, что количество СРО со временем поубавится. Он уверен, что со временем все недобросовестные саморегулируемые организации будут прикрыты, а их участникам придется заново вступать в СРО, проходить процедуры проверок и платить все взносы.
Также строительное сообщество обеспокоено и дальнейшей судьбой малого и среднего бизнеса. Причем практически все саморегулируемые организации придерживаются мнения, что сокращение перечня видов работ, только усугубит ситуацию. Очень может быть, что мелкие фирмы лишатся клиентов ввиду того что крупные корпорации не смогут нормально выбирать субподрядчиков, т.к. те не будут состоять в СРО и отвечать за свою деятельность. Помимо этого потенциальному заказчику намного проще и безопасней подписать контракт со стройорганизацией, состоящей в СРО и отвечающей за свою работу, нежели с фирмой, которая работает сама по себе. Поддержка мелких и средних фирм видится строительному сообществу в минимизации вступительных отчислений и отчислений в компенсационные фонды СРО, помогут ситуации и льготные курсы обучения специалистов.
И наконец, строители просят дать Нацобъединениям СРО большую свободу и власть. Алексей Воронцов, президент НОП убежден в том, что данные меры позволят Нацобъединениям самостоятельно очистить рынок от коммерческих партнерств и недобросовестных объединений.
Участники стройотрасли сходятся в одном – постоянные изменения законов мешают работе и развитию отрасли. Все новые проекты и предложения по корректировке законопроектов влияющих на деятельность СРО и стройотрасли должны быть согласованы с НОСТРОЕМ, НОПом и НОИЗом, а в идеале и вовсе предлагаться и утверждаться только Нацобъединениями, в противном случае саморегулирование не сможет встать на ноги в ближайшее время.