СРО пришло в теплоснабжение
В России, находящейся в суровой природно-климатической зоне, испокон веку отоплению уделялось особое внимание. Теплоснабжение являлось одним из ключевых элементов социальной стабильности государства. Однако в 90-е годы по причине изношенности многих теплогенерирующих и теплоснабжающих инфраструктурных объектов, а также ухода государства из сферы теплоснабжения, перевода его на рыночные рельсы и ориентация на прибыль привели к тому, что псевдорынок стал не механизмом рационализации экономических отношений, а инструментом коррупции и бессмысленного уничтожения ценных энергетических ресурсов. А по бескрайней матушке России чередой пошли чрезвычайные происшествия – аварии в котельных, отключение теплоснабжения, порывы и замораживание теплосетей и батарей отопления.
Система предприятий – производителей и поставщиков тепла – была спроектирована и построена в советское время как система общего пользования. В СССР содержание ЖКХ было делом государства – таким же, как содержание армии, здравоохранения, образования и т.п. Государство финансировало ЖКХ как целое, большую техническую систему, определяющую жизнеспособность страны. Россия – очень холодная страна, даже в ее средней полосе отопительный сезон длится 7 месяцев в году.
Теплоснабжение России обеспечивают 485 ТЭЦ, около 6,5 тысяч котельных мощностью более 20 Гкал/час, более 100 тысяч мелких котельных и около 600 тысяч автономных индивидуальных теплогенераторов. Расход топлива на производство тепла эквивалентен 300 млн. т нефти в год. В организациях, занимающихся строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой, контролем систем теплоснабжения и теплопотребления работает около 2 млн. человек.
В настоящее время состояние ЖКХ превратилось в одну из главных, хотя и не афишируемых, болезненных и политических проблем государства. А реформирование теплоснабжения, как и всего ЖКХ, подошло к критическому порогу. Общество устало от обещаний и постоянного страха остаться без тепла. И пока будет так, мы и будем жить так, как мы живем, говорил Михаил Жванецкий, и в светлое завтра непременно придет отвратительное вчера.
А ведь на Западе теплоснабжение работает с большей эффективностью и максимальной выгодой для потребителя. Впрочем, наконец, и у нас нашлись «светлые головы» не алчные, пустые и равнодушные, готовые сдвинуть сию острую проблему с места.
Поэтому появление Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», в котором отдельная глава посвящена саморегулируемым организациям в сфере теплоснабжения, совершенно не случайно. Сегодня СРО являются индикаторами экономической и политической стабилизации и, безусловно, развития.
Власть надеется, что утверждение системы СРО в болезненной сфере позволит теплоснабжающим предприятиям выработать единый подход к вопросам модернизации применяемого оборудования, к вопросам договорных отношений, к эффективному формированию и защите тарифов на тепловую энергию. СРО поможет учреждениям и предприятиям разработать инвестиционные программы по теплоснабжению, решить вопросы использования современных финансовых механизмов, таких как факторинг, кредитование, лизинг. Но главное преимущество заключается в том, что с помощью СРО участники рынка теплоснабжения смогут наладить эффективное взаимодействие с муниципальными органами власти, а также получат возможность выхода на федеральные органы государственной власти. Объединившись, предприятия смогут наладить эффективное взаимодействие с коллегами, обращаться к высококвалифицированным специалистам, работающим в крупных компаниях. Членство в СРО повышает статус в глазах заказчика, предприниматели получают возможность разрабатывать собственные стандарты на те или иные виды работ, формировать внутренний рейтинг, привлекать молодых специалистов. Наконец, членство в СРО облегчает доступ к кредитным ресурсам.
Механизм саморегулирования в теплоэнергетической отрасли явление новое и неизбежное. Как и в прочих отраслях здесь прослеживается общая тенденция ухода государственного регулирования и переход к европейской практике ведения бизнеса.
Появление СРО позволит государству и предприятиям теплоэнергетической отрасли проводить последовательные мероприятия по управлению рисками в сфере теплоснабжения, а потом и по их устранению.
Основными целями саморегулируемой организации в области теплоснабжения являются: предупреждение причинения любого вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов теплоснабжения, и выполняемых членами саморегулируемой организации и повышение качества работ и услуг (продукции) в сфере теплоснабжения.
ФЗ определяет правила приобретения статуса саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения. В ее составе должно быть не менее ста членов - юридических лиц. Разумеется, СРО должно быть обеспечено дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена перед потребителями в виде наличия компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации (НО) или страхованием гражданской ответственности ее членов в размере не менее пятнадцати тысяч рублей на одного члена НО.
ФЗ подробно перечисляет, какие требования предъявляются к документам, разрабатываемым саморегулируемой организацией в сфере теплоснабжения, которые проходят обязательную проверку в течение тридцати дней со дня их получения, перечисляются причины отказа приеме в СРО, а также меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение установленных требований и правил.
Что касается свидетельств о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечивающим работоспособность систем теплоснабжения, оно выдается не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд этой саморегулируемой организации. Кстати, свидетельство выдается без ограничения срока его действия и без взимания платы для осуществления определенных вида или видов деятельности на территории указанного в заявлении субъекта Российской Федерации.
В законе так же имеются требования об обязательном наличии в штате работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и о проведении повышения квалификации работников не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с ФЗ перераспределены полномочия между федеральными органами исполнительной власти в сфере теплоснабжения. Так, Федеральная антимонопольная служба уполномочена направлять предписания об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере, а также осуществлять согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены.
Минрегион РФ уполномочен, в частности: издавать правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; осуществлять ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения; осуществлять государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.
Минэнерго РФ будет осуществлять реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Осуществление реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере теплоснабжения, за исключением указанной части, отнесено к полномочиям Минрегиона РФ.
Минэнерго РФ также будет осуществлять утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе определение единой теплоснабжающей организации, а также принимать следующие нормативно-правовые акты, в том числе: порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов РФ, муниципальных образований; правила оценки готовности к отопительному периоду; порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении.
Рынок потенциальных клиентов нуждающихся в допуске и членстве в некоммерческом партнерстве достаточно узок и специфичен, следствием чего является отсутствие общедоступной информации. Поэтому, подчеркнем, допуск саморегулируемой организации в теплоэнергетике, обязателен для организаций: топливно-энергетического комплекса, производящих тепловую энергию и тепловые носители, а также осуществляющих передачу тепловой энергии и теплового носителя по тепловым сетям.
ФЗ «О теплоснабжении», в том числе и все статьи шестой главы о СРО, вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 30 июля 2010 года. Однако значительная часть руководителей теплоснабжающих организаций заняла выжидательную позицию, мол, посмотрим, что будет, и поэтому не торопятся вступать в саморегулируемые организации. Но практика, например, в строительной сфере показывает, господа индивидуальные предприниматели и юридические лица «процесс пошел» и, промешкав можно остаться за бортом.
Сегодня о СРО в теплоснабжении можно сказать, «Рубикон перейден». За небольшой промежуток времени с момента вступления в силу ФЗ «О теплоснабжении», отмечен непрерывный рост количества саморегулируемых организаций в этой сфере.
Предприниматели готовы брать на себя дополнительную ответственность, а рынок готов стать более унифицированным, если все участники будут работать по общим, понятным правилам, а качество и результат обеспечиваться гарантиями СРО. Это показывает, что выбранный Правительством путь реформирования ЖКХ правильный.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru