«Тангейзер» натолкнул Минкультуры на мысль о создании СРО сферы искусства
Неожиданной стороной обернулась ситуация с нашумевшей оперой «Тангейзер». Для тех, кто не интересуется новостями культуры и не читает федеральные СМИ, сообщаем, что последние несколько недель вокруг постановки Новосибирского государственного театра оперы и балета не утихает конфликт. Широкий общественный резонанс был вызван благодаря митрополиту Новосибирскому и Бердскому Тихону, который сообщил, что в опере не по назначению используется церковная символика, и что это оскорбляет чувства верующих.
Позднее прокуратура возбудила административные дела в связи с «осквернением предметов религиозного почитания» в отношении режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу. Однако суд прекратил их в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура решение обжаловала. В конце прошлой недели стало известно, что Мездрич был уволен с поста директора «за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя».
В понедельник замминистра Минкультуры Александр Журавский по итогам встречи с Представителями православной общественности заявил, что внутри музейного и театрального культурного сообществ России необходимо разработать некие единые правила работы, подобные тем, что сегодня существуют в СРО.
«Вот есть саморегулируемые организации в сфере строительства, ЖКХ. Это организации, которые берут на себя функцию регулирования правил игры на рынке между ключевыми игроками. Самым правильным было бы, если бы внутри себя культурное сообщество — музейное или театральное выработало бы (правила)», — приводит РИА Новости слова Журавского.
Он отметил, что грань между художественно воспринимаемым образом, где религиозный символ играет роль культурного символа или метафоры и кощунством с точки зрения религиозного человека очень тонка. Также Журавский напомнил, к чему привело отрицание этого факта.
«Нам кажется, что творческая свобода безгранична, но это не так в сложном мире, где есть политические интересы и где есть стремление религиозно-этнический фактор сделать фактором политического влияния и фактором возгонки конфликта. Никому не хочется повторять ситуацию с «Шарли Эбдо», — сказал замминистра.
По словам Журавского, деятелям культуры важно не поддаться на «соблазн свободы слова» и свободы творческого проявления, а вовремя определить границы этого, потому что свобода заканчивается там, где начинается нарушение свободы другого. По всей видимости, определение этих границ замминистра видит в числе задач, которые могли бы взять на себя СРО в сфере искусства.
Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru