Технический регламент на уровне международных требований
Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. N 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступивший в силу со второго полугодия текущего года, до сих пор вызывает массу нареканий со стороны представителей строительного сообщества. Его предназначением стало соединение всех ранее принятых и действующих в отрасли правил от инженерных изысканий и проектирования здания до его утилизации. Также он должен был детально расписать требования механической и пожарной безопасности, условия строительства в регионах, где есть вероятность проявления опасных природных процессов, явлений, техногенных воздействий, условия проживания в зданиях, которые не нанесут вред здоровью человека, требования энергоэффективности и другие моменты жизненного цикла строений.
В принципе, в данном законодательном акте все это сделано, однако, многие считают, что весьма поверхностно. В профильных ведомствах отказываются комментировать этот документ. Анонимы же утверждают, что по прошествии почти полугода с момента вступления закона в силу он не работает, так как в Техрегламенте нет ни одной отсылки к СНиПам, ГОСтам, ОСТам и ТУ, не разработаны подзаконные акты.
Игорь Иванович Шикалов, начальник методического отдела юридического управления комитета по строительству, отвечая на критику, заявляет, что накануне вступления в силу ФЗ № 384, Правительством страны и Ростехрегулированием был принят Перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых в обязательном порядке обеспечивает соблюдение требований вышеупомянутого закона. Всего это 91 ГОСТ, а также 123 необязательных правила, которые могут быть применены строителями по собственному усмотрению. Разработанный документ обязателен для исполнения всеми участниками строительного рынка.
Вице-президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Игоревич Белоусов на вопрос представителей СМИ о его видении вопроса ответил, что, ознакомившись с текстом закона, он не обнаружил ни одной ссылки на нормативные документы. Регламент не указывает, какими подзаконными актами должно обеспечиваться его выполнение, то есть закон носит общий характер.
Помимо этого, Перечень, утвержденный Правительством и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, содержит лишь половину необходимых в строительной отрасли нормативов, да и те нужно привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, так как они безнадежно устарели. Возраст некоторых превышает два десятилетия, тогда как, согласно закону, они должны пересматриваться и проходить актуализацию каждые пять лет. Разработчики Техрегламента предполагали, что нормативно-техническая база будет приведена в соответствие с современными требованиями в течение ближайших двух лет. Время еще есть, а значит и надежды, что к этому процессу будут привлечены все представители строительного сообщества, благо СРО дают для этого неограниченные возможности.