1. Главная
  2. Новости
  3. Участники слушаний в Общественной палате РФ обсудили … уже успевшую устареть редакцию поправок в ГрадКодекс
Новости

137

Участники слушаний в Общественной палате РФ обсудили … уже успевшую устареть редакцию поправок в ГрадКодекс

 Участники слушаний в Общественной палате РФ обсудили … уже успевшую устареть редакцию поправок в ГрадКодекс28 июня 2010 г. Комиссия Общественной Палаты (ОП) РФ по региональному развитию и местному самоуправлению провела общественные слушания на тему «К чему приведут изменения Градостроительного кодекса?». В слушаниях приняли участие: председатель Комитета Госдумы РФ по собственности Виктор Плескачевский, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Ефим Басин, вице-президент Национального объединения проектировщиков (НОП) Виктор Опекунов, президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, президент Всероссийского Союза страховщиков Андрей Кигим, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза, а также представители компаний, саморегулируемых организаций (СРО) и национальных объединений СРО строительного комплекса.

Участники слушаний обсудили редакцию законопроекта №252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятую ГосДумой РФ 19 мая в первом чтении. Фактическим поводом для этого обсуждения стало опубликованное 23 июня в СМИ заключение Президента РФ на этот законопроект.

Открыл слушания заместитель председателя Комиссии ОП РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Глеб Фетисов, напомнивший собравшимся, что изначально идея саморегулирования заключалась в том, чтобы помочь «уйти от беспредела чиновников, прийти к эффективному контролю и убрать коррупционную ренту из структуры издержек строительного процесса, т.е., проще говоря, сделать так, чтобы строить надежно и дешево». Но на практике, по мнению Г.Фетисова, «очередную плодотворную задумку удалось основательно выхолостить». «Сегодня под прикрытием лозунгов саморегулирования предпринимается попытка выстраивания централизованной системы тотального контроля, подминающей под себя всю строительную отрасль», - заявил в заключение член ОП РФ, пояснив, что имеет в виду положения законопроекта о наделении национальных объединений «беспрецедентными», по его мнению, правами по контролю и надзору за деятельностью СРО.

Вслед за выступлением Г.Фетисова последовал целый ряд аналогичных, т.е. эмоционально поданых и фактически мало подкрепленных критических в адрес законопроекта, выступлений. Причем, создалось впечатление, что выступавшие, как будто бы, абсолютно не в курсе того, что с момента принятия законопроекта в первом чтении уже прошло больше месяца и, что за это время члены рабочей группы из представителей Госдумы, Минрегиона, Минэкономразвития, ФАС и трех национальных объединений СРО стройкомплекса уже не однократно правили редакцию законопроекта в процессе его подготовки ко второму чтению. А ведь все желающие, не просто покритиковать законопроект, а улучшить его за счет своих предложений, имели такую возможность. Ведь многие итерационные редакции законопроекта и протоколы совещаний у заместителя Председателя Правительства РФ Козака Д.Н. по их обсуждению размещались, в частности, на сайтах нацобъединений и рассылались ими своим членам - в СРО.

Именно на этот факт серьезной трансформации редакции законопроекта, произошедшей с момента его принятия в первом чтении, и обратил внимание участников слушаний президент НОСТРОя Ефим Басин. Он сразу подчеркнул, что не нацобъединения явились инициаторами законопроекта: «Мы лишь посчитали своим долгом хотя бы попытаться улучшить редакцию законопроекта, предложенную депутатами ГосДумы и поддержанную Правительством РФ. И нужно откровенно признаться, что в диалоге с властями далеко не всегда нам эти попытки удались полностью».

Кроме того, в ответ на замечания ранее выступавших о том, что нужно было повременить со вступлением СРО в нацобъединения, Е.Басин заявил, что такая «затяжка» не позволит максимально быстро консолидировать мнение профессионального сообщества и приведет в итоге к ситуации, аналогичной той, которая случилась с законом о техрегулировании, когда детализирующие этот закон нормативно-правовые акты появились с колоссальным опозданием, в результате чего тема техрегулирования так и остается у нас во многом нерешенной.

Отвечая на обвинения о «чрезмерном» наделении нацобъединений контрольными полномочиями, президент НОСТРОя пояснил, что в последней редакции законопроекта эти полномочия прописаны крайне ограниченными и фактически лишь предоставляют нацобъединениям возможность пожаловаться, но уже на законных основаниях, в Ростехнадзор на СРО, не исполняющие элементарных требований законодательства о саморегулировании, которое обязывает все СРО быть по целому ряду статей их деятельности информационно прозрачными, в первую очередь, для их членов СРО и потребителей. Затронув проблему легитимности нацобъединений, поднятую некоторыми участниками слушаний, в частности, В.Плескачевским и Н.Кошманом, Е.Басин проинформировал собравшихся о том, что реальная легитимность, в частности, НОСТРОя подтверждается уже тем фактом, что на сегодняшний день более 81% всех зарегистрированных строительных СРО являются членами НОСТРОя(1).

Выступивший на слушаниях директор департамента регулирования градостроительной деятельности Минрегиона Илья Пономарев фактически поддержал позицию Е.Басина, рассказав о характерном эпизоде недавнего совещания у Козака Д.Н., когда президент НОСТРОя заявил о том, что если бы в ответ на многочисленные жалобы нацобъединений на наглые действия коммерциализированных СРО, открыто торгующих допусками к работам, влияющим на безопасность объектов капстроительства, Ростехнадзор привлек бы для начала к реальной ответственности хотя бы 3-4 СРО, нарушавшие законодательство о саморегулировании, то никакое расширение полномочий самим нацобъединениям было бы вообще не нужно. Пономарев также подтвердил, что так называемые «беспрецедентные» контрольные полномочия нацобъединений в самой последней редакции обсуждаемого законопроекта фактически сводятся всего-навсего к прописанной в законопроекте возможности, появляющейся у нацобъединений, написать письмо в Ростехнадзор с изложением выявленных отклонений в деятельности СРО – нарушителей предписаний закона.

«Эмоционально повысказываться по поводу недостатков только еще строящейся системы саморегулирования, конечно, гораздо проще и эффектнее в популистском смысле. И куда сложнее, но зато и интереснее, попробовать поднастроить эту систему так, чтобы всем порядочным профессионалам стало в ней удобнее работать. Ведь система по-настоящему саморегулируема, если она умеет и может самонастраиваться и самоочищаться. А без специальных полномочий это просто не возможно. К сожалению, у меня создалось впечатление, что многие участники общественных слушаний сегодняшними своими выступлениями стремились не помочь разрешить проблемы саморегулирования, а фактически проголосовали за недоверие к сформированному трехуровневому институту саморегулирования и за возвращение к системе лицензирования», - с сожалением сделал вывод И.Пономарев.
По итогам общественных слушаний было решено отредактировать проект их рекомендаций и разослать его во все уполномоченные властные федеральные структуры.

Комментарий Виктора Семеновича Опекунова – вице-президента Национального объединения проектировщиков, исполнительного директора СРО НП «СОЮЗАТОМПРОЕКТ»:

«Заключение, сделанное Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым на законопроект о внесении изменений в ГрадКодекс, прошедший 19 мая 2010 г. первое чтение в ГосДуме, по моему мнению и оценке большинства моих коллег, практически во всех своих составляющих совершенно правильное. Более того, именно в этом направлении шла дискуссия в профессиональном сообществе в процессе обсуждения этого законопроекта при подготовке его ко второму чтению, и многие моменты из заключения Президента РФ уже нашли свое отражение в редактировании законопроекта при его подготовке ко второму чтению. Но некоторые вопросы остаются пока еще не отрегулированными. Так, например, самое главное – откорректировать в законопроекте те его положения, которые пока противоречат Гражданскому Кодексу. В частности, необходимо уточнить понятия генерального проектировщика и генерального подрядчика на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имея в виду обеспечение их соответствия нормам Гражданского Кодекса РФ.

Особо остановлюсь на столь обсуждаемой ныне в профессиональном сообществе теме наделения национальных объединений саморегулируемых организаций контрольными полномочиями. Полагаю, что после совещания у вице-премьера Козака Д.Н. 16 июля вероятнее всего будет то, что эти полномочия реализуются лишь в праве нацобъединений обращаться в орган надзора за деятельностью СРО (ныне это Ростехнадзор) с мотивированным предложением об исключении в установленном порядке сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях нарушения СРО положений Градостроительного Кодекса РФ в части формирования и сохранности средств компенсационного фонда, соблюдения установленных требований при выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и требований к обеспечению СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов. При этом законопроект, скорее всего, предпишет повышение ответственности органа надзора за деятельностью СРО за своевременное рассмотрение обращений национальных объединений и введение обязательности оперативного информирования национальных объединений о принятых решениях по результатам этих обращений, а также предоставление возможности привлечения национальных объединений к участию в проведении указанным органом плановых и внеплановых проверок деятельности СРО. Именно этого и не хватает сегодня в общении между нацобъединениями и Ростехнадзором: мы обращаемся в Ростехнадзор с жалобами на нарушителей закона, а должной реакции на эти обращения не видим. А в таких условиях бороться с коммерциализированными СРО практически не возможно, т.к у нас пока нет никаких полномочий, а у Ростехнадзора нет реальных возможностей видеть систему саморегулирования изнутри и доходить до каждой СРО.

Особо отмечу, что в контексте очень актуального ныне Приказа №624 Минрегиона в обсуждаемом законопроекте предполагается установление полугодового переходного периода действия свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в Перечень видов таких работ. При этом положения Перечня, действовавшие на дату заключения контракта с исполнителем работ, остаются неизменными в течение всего периода реализации контракта».

На сегодняшний день в Национальное объединение проектировщиков входит около 78% всех зарегистрированных СРО, действующих в сфере архитектурно-строительного проектирования – из 155 СРО в проектировании 120 СРО являются членами НОП. И еще 7 СРО подали недавно заявления на прием в НОП. b

1. На сегодняшний день в Национальное объединение проектировщиков входит около 78% всех зарегистрированных СРО, действующих в сфере архитектурно-строительного проектирования – из 155 СРО в проектировании 120 СРО являются членами НОП. И еще 7 СРО подали недавно заявления на прием в НОП.
Пресс-релиз
Комитета по собственности Государственной Думы РФ
Специально для информационного ресурса «Все о саморегулировании в России», www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн