В Госдуму внесен законопроект об отмене НДС на операции с драгметаллами
По данным пресс-службы СРО «НФА», 24 июня в ГосударственнуюДуму был внесен законопроект № 738437-7 об отмене НДС на операции сдрагоценными металлами. Соответствующую инициативу саморегулятор выдвинул ещенесколько лет назад.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был внесенв Госдумы инициативной группой, организованной при Совете Федераций.
«Таким образом, сделан значительный шаг вперед в реализацииинициативы, выдвинутой СРО НФА около двух лет назад, работа над которой активновелась в рамках созданного в Ассоциации в ноябре 2017 года Комитета по рынкудрагоценных металлов», -говорится в сообщении пресс-службы СРО «НФА».
Авторы законопроекта отметили, что в условиях сложившейсяэкономической ситуации необходимо создать альтернативное американскому доллару средствонакопления для населения, которое станет привлекательным инструментоминвестирования в российскую экономику. В соответствии с действующимзаконодательством о налогах, банки реализуют мерные слитки физическим лицам сналогом на добавленную стоимость (НДС) 20%, а приобретают у физических лиц безНДС в случае, когда физическое лицо забирает слитки из хранилища коммерческогобанка. Поэтому приобретение слитков из драгоценных металлов не рассматриваетсягражданами в качестве средства накопления.
По данным Всемирного совета по золоту частный инвестиционныйспрос напрямую зависит от системы налогообложения в странах. В РоссийскойФедерации ставка НДС в размере 20% - самая высокая. В других странах инвестиционное золото НДС не облагается. Поэтому,в Российской Федерации, при производстве 307 тонн золота (в 2017 году) частный инвестиционный спрос составил только4 тонны (1,3% от производства). А, к примеру, в Китае при добыче 453,5 тоннзолота частный инвестиционный спрос составил около 280 тонн (61% от добычи). ВГермании при отсутствии добычи частный инвестиционный спрос на золото составилболее 100 тонн. Аналогичная ситуация существует также в ряде других стран,таких как Индия, США, Таиланд.
Авторы инициативы полагают, что использование существующихразличных налоговых режимов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней,во-первых, создает неравные условия дляведения этого бизнеса, а, во‑вторых, позволяет использовать нелегальные схемы ввиде незаконного возмещения НДС и уклонения от уплаты НДС, что наноситзначительный ущерб федеральному бюджету. В существующих налоговых условиях приобретатьлом и отходы выгоднее, чем аффинированные металлы (Аффинированные драгоценныеметаллы изготавливают с помощью аффинажа – металлургического процесса,благодаря которому драгоценные металлы очищаются от примесей для того, чтобыполучить благородные металлы). В 2017 году аффинажными предприятиями былопроизведено 36,5 тонн золота из вторичного сырья (при общем объеме производства- 307 тонн золота). При этом в ювелирной промышленности было использовано около37 тонн золота. Это свидетельствуют о том, что производители ювелирных изделийобеспечивают свою потребность в драгоценных металлах за счет переработанныхлома и отходов. Экономическая выгода обусловлена применением режимаосвобождения от уплаты НДС при продаже лома и отходов драгоценных металлов вотличие от других секторов отрасли, в которых используются иные режимыналогообложения.
Различные режимы НДС в сфере драгоценных металлов создаютусловия, при которых приобретение лома и отходов драгоценных металлов являетсяболее выгодным, чем приобретение аффинированных драгоценных металлов,реализация которых облагается НДС по ставке 20% (до 1 января 2019 года – 18%). В результате использования схем,связанных с ломом и отходами, вместо 12 млрд. рублей, которые должны былипоступить в качестве НДС от операций по приобретению аффинированного металлаучастниками, применяющими общую систему налогообложения, в федеральный бюджетпоступил только 1 млрд. рублей. По данным ФНС России, общее количествоюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состоящих на налоговом учетеи заявивших при государственной регистрации виды экономической деятельности,связанные с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней составляет около 980тыс., а плательщиками НДС среди них являются лишь около 138 тыс.
Законодательная инициатива должны решить следующие задачи:
- исключить возможность применения нелегальныхсхем уклонения от уплаты НДС;
- использовать драгоценные металлы в качествеальтернативного средства накопления граждан;
- привлечь дополнительные инвестиции взолотодобывающую отрасль;
- установить равные условия участия всех субъектовв сфере оборота драгоценных металлов;
- увеличить налоговые поступления по налогу наприбыль организаций добывающих компаний и банков.
Очень важный момент связан с освобождением от уплаты НДС приреализации слитков из драгоценных металлов в Казахстане. Учитывая единую таможенную территорию сРеспубликой Казахстан в рамках Евразийского экономического союза и возможностьбеспрепятственного перемещения товаров на единой территории, такое освобождениепозволит направлять средства и сбережения наших потенциальных инвесторов не вроссийскую экономику, а в экономику Республики Казахстан, т.е. способствоватьдедолларизации других стран.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru