В новую модель рынка теплоснабжения заложены механизмы саморегулирования
Проблема ЖКХ — это в основном теплоснабжение, гигантский рынок объемом примерно 2 трлн руб. в год, что равняется 2,5% ВВП страны. Сегодня на рынке теплоснабжения сложилась ситуация, когда довольных нет, за исключением участников, аффилированных либо с муниципалитетами, либо с региональными властями, у которых раздут тариф и которые получают высокие прибыли. Потребители тепла ропщут: их платежи соизмеримы с платежами в Европе, при том что у нас доходы на душу населения в разы ниже.
Это серьезная проблема государства, которую государство не в состоянии решить в одиночку. И это проблема бизнеса, особенно крупного бизнеса, того, который попал при реформировании РАО ЕЭС в теплоснабжение, что отразилось на экономически необоснованных тарифах, перекрестном субсидировании, неплатежах, вырезании из тарифов эффектов от инвестиций и мероприятий по энергоэффективности. Самое удивительное, что при этом в целом по стране этот бизнес, если говорить про тепловую часть, в основном убыточен.
Проблемы в теплоснабжении — это, прежде всего, регулирование, а оно у нас построено по принципу: чем больше затрат, тем больше ты получил. Причем в этом вопросе очень много зависит от региональных регуляторов.
По мнению специалистов, чтобы исправить ситуацию, государство должно передать часть своих полномочий некоммерческим партнерствам, то есть перевести систему теплоснабжения на саморегулирование. Но для этого нужна политическая воля в принятии решений, что оказалось проблематичным.
Новая модель теплоснабжения разработана, она базируется на механизмах саморегулирования. Так, должна назначаться Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) — оператор системы. Без ЕТО, которая является в первую очередь диспетчерско-технологической службой, централизованная система теплоснабжения работать не будет. В законе «О теплоснабжении» прописаны четкие критерии для назначения этого оператора.
ЕТО — коммерческий оператор системы, он отвечает за надежность и качество снабжения потребителей, отвечает за то, чтобы не выйти за предельную цену, обеспечивает недискриминационный доступ к сетевому комплексу. Это очень важная вещь, потому что тогда в системах централизованного теплоснабжения формируется цивилизованный рынок. Если, например, инвестор хочет построить эффективный источник с тарифом более конкурентоспособным, чем есть в системе централизованного теплоснабжения, ЕТО не может ему отказать в покупке теплоэнергии. Более того, ЕТО будет выгодно, чтобы кто-то построился и давал тариф ниже, потому что тогда ЕТО будет получать большую прибыль. При этом не предполагается тариф за подключение новых потребителей, потому что при таком раскладе ЕТО будет заинтересован в том, чтобы привлекать все больше потребителей в свою систему теплоснабжения. Это и есть демонополизация теплоснабжения, внедрение конкуренции и саморегулируемых, рыночных отношений в отрасль, что позволит защитить потребителя, снизить цены, повысить надежность и качество теплоснабжения, установить прозрачные, сбалансированные и долгосрочные правила для привлечения в отрасль частных инвестиций.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru