В правила, регулирующие азартные игры, внесут очередные поправки
В Федеральный закон N 244 от 2006 года, регулирующий организацию и проведение азартных игр, парламентарии уже неоднократно вносили изменения и дополнения. Тем не менее, документ ожидают очередные поправки.
Напомним, законопроект, подготовленный Минфином, был выставлен на общественное обсуждение и оценку регулирующего воздействия на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов.
Свое мнение по законопроекту высказали как простые граждане, так и специалисты, оставив более двух тысяч комментариев (!). Экспертную оценку новому документу также дали Минэкономразвития России, Федеральная антимонопольная служба, другие имеющие отношение к этому вопросу ведомства и общественные организации.
Реакция экспертного и профессионального сообществ на законопроект оказалась неоднозначной. По их мнению, разработчики допустили ряд недочетов и противоречий, которые могут привести не к ужесточению контроля на рынке, а наоборот - создадут лазейки для недобросовестных игроков. Также были высказаны опасения, что принятие законопроекта в существующей редакции может привести к развитию игромании в стране.
Особенно остро среди ведомств и участников игрового рынка обсуждается понятие саморегулируемых организаций (СРО), которое в этом рыночном сегменте вводится впервые. Законопроектом предусмотрено, что все вновь создаваемые букмекерские конторы и тотализаторы обязаны вступить в СРО в течение 30 рабочих дней с даты получения лицензии. СРО обретет свой статус лишь в том случае, если в ее составе будет не менее 10 членов. Согласно новому документу, СРО будут разрабатывать стандарты и правила приема в члены, порядок деятельности организаторов азартных игр, устанавливать меры дисциплинарного воздействия на нарушителей. К примеру, блокировать через провайдеров сайты нелицензированных онлайн-букмекеров.
Большинство экспертов считают, что принятие законопроекта обеспечит защиту прав и интересов участников азартных игр - у них появится возможность обращения в СРО букмекеров с жалобами. В свою очередь государство получит возможность четко определять ответственность субъектов в случаях нарушения прав игроков, делающих ставки в Интернете. Однако некоторые эксперты считают, что указанное положение не соответствует нормам Федерального закона N 99-ФЗ и по своей сути сводит на нет институт лицензирования на этот вид деятельности, а также предоставляет право организации, не являющейся органом государственной власти, прекращать действие лицензии.
При этом опять же большинство участников рынка склоняется к тому, что у СРО недостаточно полномочий для осуществления контроля за участниками азартных игр.
Часть экспертов считает, что введение института СРО в сфере организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах является по своей сути мерой госурегулирования и контроля. Однако указанными функциями нельзя наделять СРО, так как данные организации, в отличии от государства, недостаточно наделены полномочиями и соответствующими административными ресурсами, способными в полной мере обеспечить функции по контролю и надзору за деятельностью. Только лишь государство в целом может регулировать этот сегмент предпринимательской деятельности.
Кроме того, эксперты отмечают, что в ряд положений закона явно заложен потенциал для злоупотреблений и разрушения конкурентной среды в отрасли. В первую очередь речь идет о предлагаемом обязательном членстве в СРО. В Российской Федерации сейчас насчитывается всего 27 обладателей букмекерских лицензий. Для формирования СРО требуется не менее 10 обладателей лицензий, и при этом каждый из них может участвовать только в одной СРО. То есть на данный момент максимально может быть лишь две СРО. Но с учетом предлагаемых в проекте поправок, неподъемных для многих лицензиатов требований для участия в СРО, возможно, что СРО будет создана всего одна. Если учесть, что проект поправок предусматривает полную зависимость участников рынка от этой одной, максимум двух СРО, то тот, кто будет контролировать СРО, получит гигантский инструмент для злоупотреблений, коррупции и недобросовестной конкуренции.
Также у букмекеров вызывает сомнение целесообразность введения законопроектом специального компенсационного фонда, который формируется за счет взносов членов СРО для выполнения обязательств перед участниками азартных игр. При этом размер взноса в компенсационный фонд должен составлять не менее 100 млн рублей для букмекерских контор и не менее 30 млн рублей - для тотализаторов. Бизнесмены полагают: достаточно того, что организаторы азартных игр уже привели свою деятельность в соответствие с законом N 244-ФЗ, предусматривающим наличие уставного капитала в размере 100 млн рублей, чистых активов - 1 млрд рублей, банковской гарантии - 500 млн рублей. А ужесточение требований приведет к нестабильности в этой сфере деятельности.
Проектом закона вводится новое понятие «интерактивной ставки» и создание центров учета интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов, под которым понимается кредитная организация, осуществляющая деятельность по приему, учету и переводу денежных средств физических лиц, вносимых в качестве интерактивных ставок. Эти законодательные инициативы привлекли наибольшее внимание в ходе общественного обсуждения законопроекта. Они дают право расширять способы оплаты ставок путем внесения денежных средств через платежные терминалы, банкоматы и иные программно-технические средства, в том числе через мобильные приложения, широко доступные населению. Автомат не видит, кто делает ставку - ребенок, недееспособный человек или пенсионер. А значит, как и ранее, в игровую зависимость к игровым автоматам могут попасть десятки тысяч людей, в том числе и дети.
Большая часть экспертов и участников игорного рынка надеются, что разработчики поправок прислушаются к их мнению и скорректируют поправки с учетом наработанной в России практики и международного опыта.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru