Валерий Мозолевский изложил предложения по выводу саморегулирования из кризиса
Генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский направил письмо президенту Торгово-промышленной палаты РФ Сергею Катырину, в котором изложил предложения по выходу из кризиса саморегулирования и преодоления болезни коммерциализации.
Смеем предположить, что сделано это в преддверии проведения Первой международной конференции «Практическое саморегулирование», организатором которой является ТПП РФ.
Информационный портал публикует выдержки из этого письма.
В преамбуле Валерий Мозолевский ставит диагноз саморегулированию, он пишет: «Из анализа прошедших четырех лет работы национальных объединений в строительной сфере ясно видно, что саморегулирование реально НЕ СОСТОЯЛОСЬ И НАХОДИТСЯ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, ЕСЛИ НЕ В КОМАТОЗНОМ СОСТОЯНИИ, КАК БЫ РУКОВОДСТВО объединений не пыталось доказать обратное».
Далее идут его предложения: «Саморегулирование в строительстве состоится только тогда, когда именно национальные объединения будут ЦЕНТРАМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ и технических решений в строительстве, направленных на поднятие престижа строительной профессии, на возрождение и поддержание реальных строительных организаций, обеспечение качества и безопасности объектов, центром реальной защиты интересов строительного сообщества во взаимоотношениях с техническими заказчиками, застройщиками. Национальные объединения обязаны устранить «рабство» подрядчиков перед заказчиками, а субподрядчиков перед генподрядчиками. На это должны быть нацелены в первую очередь СТАНДАРТЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНДАРТЫ ДЕЙТЕЛЬНОСТИ НОСТРОЙ И РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ НАМИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.
Национальное объединение должно разрабатывать Перечень работ, в которых СРО будут иметь право выдавать свидетельство о допуске с ним. Это одно из главных условий и признаков саморегулирования. Саморегулируемые организации в соответствии с Федеральным законом отвечают за безопасность и качество. Поэтому нами разработанный Перечень должен быть принят органами управления.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЯЗАНО РАЗРАБОТАТЬ СТАНДАРТ ПРЕДКВАЛИФИКАЦИИ ПОДРЯДЧИКОВ И СТАНДАРТ ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Качество работ и своевременность исполнения контракта должны стать главным критерием оценки исполнителей строительного процесса. Опыт, квалификация специалистов и рабочих, техническая оснащенность организаций также должны стать основными критериями выбора исполнителей контрактов. Только при этом мы можем брать ответственность за исполнение государственных и муниципальных контрактов. И это тоже является признаком реального саморегулирования в отрасли.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЯЗАНО СТАТЬ ЦЕНТРОМ, разрабатывающим технические решения в инвестиционно-строительной деятельности вместе с другими партнерствами (НОП, НОИЗ и др.).
Кроме того, и это чрезвычайно важно, чтобы национальные объединения стали максимально открытыми и доступными информационными центрами саморегулирования в своих отраслях.
Информационное пространство СРО должно замыкаться на национальные объединения, а именно:
а) обобщенный реестр информационной открытости по всем пунктам, прописанным в законе и в Приказе Минэкономразвития (ФЗ- № 113) по горизонтали и по всем СРО по вертикали;
б) обобщенный реестр количества членов СРО (по каждому СРО) и величине компенсационного фонда с определением средней величин на одного члена СРО;
в) реестр всей переписки НОСТРОЙ с органами власти и управления (исх. и вхд. – ответы);
г) реестр переписки Объединения со СРО, т.е. членами Объединения;
д) реестр судебных дел Объединения;
е) реестр всех проектов НПА, которые готовятся Объединением;
ж) реестр всех экспертных заключений проектов НПА, выполненных в Объединении;
з) реестр всех аттестованных специалистов членов СРО с привязкой к строительным организациям и СРО;
и) полный интерактивный реестр всех строительных организаций всех СРО строителей с возможностью их группировки по субъектам Федерации, по СРО, по алфавиту и по другим признакам;
к) возможно другие реестры информации.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
Что дополнительно необходимо сделать, чтобы победить «гидру» коммерциализации саморегулирования и неправомерной выдачи (продажи) Свидетельств о допуске к выполнению работ в строительстве?
1. Формирование СРО по субъектам Федерации, как и сформирована Россия. Это даст уменьшение коммерциализации СРО минимум на 50-60%.
Формирование СРО вне границ субъекта противоречит нормам ФЗ № 315 и нормам логики организации некоммерческих партнерств. Практически нив одной стране мира подобной территориальной организации саморегулирования нет.
2. Отказ от электронных аукционов в закупках в строительстве имеет еще и политическое значение в части развития и укрепления саморегулирования в строительстве.
Только реальная предквалификация участников закупок в строительстве кардинально изменит ситуацию и с коммерциализацией саморегулирования и пресечет фактически преступную деятельность недобросовестных и коммерческих СРО строителей.
Это даст реальное снижение коммерциализации еще минимум на 50%.
3. Необходимо принять логичное решение, что исключение члена из СРО означает исключение его из системы саморегулирования и лишение его руководителя и собственника прав заниматься строительной деятельностью сроком до двух лет. Его не имеют право принять никакая СРО в течение 2-х лет, как и включенных в реестр недобросовестных поставщиков. Мы не знаем примера, когда исключенный член СРО оспорил решение СРО в суде. Значит, он не должен быть принят нигде.
Это даст снижение коммерциализации еще минимум на 30%.
4. Добровольный выход из СРО строителей равнозначен добровольному отказу от строительной деятельности. Срок нового возобновления этой деятельности не менее через один год.
5. Полная информационная открытость НОСТРОЙ через его сайт.
6. Установить максимальное количество членов СРО строителей, чтобы аппарат СРО мог нормально обслуживать и исполнять все необходимые функции (возможно 600-800 членов). Это даст снижение коммерциализации на 30%.
7. Разработать и утвердить СТАНДАРТ саморегулирования о совместной работе нескольких СРО строителей (сколько их есть в одном субъекте) в одном субъекте Федерации между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
Тоже СТАНДАРТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ о совместной работе СРО строителей, проектировщиков и изыскателей в одном субъекте Федерации между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
8. Законом или стандартом саморегулирования ввести обязательные квалификационные требования, как и к специалистам строительной организации для получения свидетельства о допуске к работам, к членам управления СРО и национальных объединений, таких как:
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
Если мы сами себя уважаем, мы не должны допускать, чтобы в Совете Национального объединения строителей, тем более исполнительном органе, присутствовали и принимали решения не строители и не имеющие отношения к строительной деятельности специалисты.
Из этого и вырастает коммерциализация саморегулирования, так как многие из них этим же занимались и при лицензировании. Надоела гнилая практика Объединений и то, что за 4 года эта проблема не решена.
Система лицензирования при переходе на саморегулировании просто перетекла в выдачу свидетельств. Поэтому никакого саморегулирования в строительстве сейчас нет.
Строительное сообщество сейчас не имеет никакого веса или значения для Минрегиона и других министерств и ведомств.
Саморегулирование только состоялось для коммерческих СРО и кормящихся около них.
9. Важно, чтобы в стандарте саморегулирования «Организация коллегиального органа управления СРО (Правления) и осуществления его работы» в самом Правлении более половины численности членов его были руководители малого бизнеса и не менее 25% численности - представители среднего бизнеса, что хоть как-то будет соответствовать реальному весу компаний малого и среднего бизнеса в партнерствах.
Это тоже очень важно. Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
10. Важно, чтобы в коллегиальных руководящих органах СРО и НОСТРОЙ было максимальное количество руководителей чистых подрядчиков (работающих по договору) и минимум руководителей компаний застройщиков.
Зачастую эти руководители просто не знают интересов строителей - подрядчиков, а смотрят на них как со стороны заказчиков. Вот поэтому возникает своеобразный конфликт интересов. Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
11. Еще есть эффект коммерциализации саморегулирования из-за некорректной организации и самой структуры национальных объединений, что зашло далеко, но не полностью понимается и не воспринимается руководством исполнительных органов национальных объединений. Необходимо разделить исполнительные органы национальных объединений во главе с президентами и коллегиальными органами Объединений с разделением функций, прав и ответственности.
Мы убеждены, что на ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ нельзя управлять такими организационными структурами. Существующее положение также есть причина кризиса саморегулирования, в частности, в строительной отрасли.
По этой причине имеем реально 15-20% коммерциализации саморегулирования в строительстве.
Проценты снижения нельзя суммировать. Они могут поглощаться друг другом или взаимодействовать друг с другом.
Считаю, что при выполнении всех описанных предложений феномен коммерциализации будет практически сведен к нулю и только при этом возможно реально начинать развитие саморегулирования в экономических сферах деятельности».
P.S.
Валерий Мозолевский неоднократно выступал с подобными предложениями, ряд которых, безусловно, являются спорными, но лица, от которых зависит принятие решений, пока еще так и не услышали Валерия Павловича. Впрочем, он не теряет надежды и, возможно, на предстоящей конференции его предложения будут, наконец, обсуждены.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru