1. Главная
  2. Новости
  3. Валерий Мозолевский изложил предложения по выводу саморегулирования из кризиса
Новости

151

Валерий Мозолевский изложил предложения по выводу саморегулирования из кризиса

 Валерий Мозолевский изложил предложения по выводу саморегулирования из кризисаГенеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский направил письмо президенту Торгово-промышленной палаты РФ Сергею Катырину, в котором изложил предложения по выходу из кризиса саморегулирования и преодоления болезни коммерциализации.
Смеем предположить, что сделано это в преддверии проведения Первой международной конференции «Практическое саморегулирование», организатором которой является ТПП РФ.
Информационный портал публикует выдержки из этого письма.
В преамбуле Валерий Мозолевский ставит диагноз саморегулированию, он пишет: «Из анализа прошедших четырех лет работы национальных объединений в строительной сфере ясно видно, что саморегулирование реально НЕ СОСТОЯЛОСЬ И НАХОДИТСЯ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, ЕСЛИ НЕ В КОМАТОЗНОМ СОСТОЯНИИ, КАК БЫ РУКОВОДСТВО объединений не пыталось доказать обратное».
Далее идут его предложения: «Саморегулирование в строительстве состоится только тогда, когда именно национальные объединения будут ЦЕНТРАМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ и технических решений в строительстве, направленных на поднятие престижа строительной профессии, на возрождение и поддержание реальных строительных организаций, обеспечение качества и безопасности объектов, центром реальной защиты интересов строительного сообщества во взаимоотношениях с техническими заказчиками, застройщиками. Национальные объединения обязаны устранить «рабство» подрядчиков перед заказчиками, а субподрядчиков перед генподрядчиками. На это должны быть нацелены в первую очередь СТАНДАРТЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНДАРТЫ ДЕЙТЕЛЬНОСТИ НОСТРОЙ И РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ НАМИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.
Национальное объединение должно разрабатывать Перечень работ, в которых СРО будут иметь право выдавать свидетельство о допуске с ним. Это одно из главных условий и признаков саморегулирования. Саморегулируемые организации в соответствии с Федеральным законом отвечают за безопасность и качество. Поэтому нами разработанный Перечень должен быть принят органами управления.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЯЗАНО РАЗРАБОТАТЬ СТАНДАРТ ПРЕДКВАЛИФИКАЦИИ ПОДРЯДЧИКОВ И СТАНДАРТ ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Качество работ и своевременность исполнения контракта должны стать главным критерием оценки исполнителей строительного процесса. Опыт, квалификация специалистов и рабочих, техническая оснащенность организаций также должны стать основными критериями выбора исполнителей контрактов. Только при этом мы можем брать ответственность за исполнение государственных и муниципальных контрактов. И это тоже является признаком реального саморегулирования в отрасли.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЯЗАНО СТАТЬ ЦЕНТРОМ, разрабатывающим технические решения в инвестиционно-строительной деятельности вместе с другими партнерствами (НОП, НОИЗ и др.).
Кроме того, и это чрезвычайно важно, чтобы национальные объединения стали максимально открытыми и доступными информационными центрами саморегулирования в своих отраслях.
Информационное пространство СРО должно замыкаться на национальные объединения, а именно:
а) обобщенный реестр информационной открытости по всем пунктам, прописанным в законе и в Приказе Минэкономразвития (ФЗ- № 113) по горизонтали и по всем СРО по вертикали;
б) обобщенный реестр количества членов СРО (по каждому СРО) и величине компенсационного фонда с определением средней величин на одного члена СРО;
в) реестр всей переписки НОСТРОЙ с органами власти и управления (исх. и вхд. – ответы);
г) реестр переписки Объединения со СРО, т.е. членами Объединения;
д) реестр судебных дел Объединения;
е) реестр всех проектов НПА, которые готовятся Объединением;
ж) реестр всех экспертных заключений проектов НПА, выполненных в Объединении;
з) реестр всех аттестованных специалистов членов СРО с привязкой к строительным организациям и СРО;
и) полный интерактивный реестр всех строительных организаций всех СРО строителей с возможностью их группировки по субъектам Федерации, по СРО, по алфавиту и по другим признакам;
к) возможно другие реестры информации.
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
Что дополнительно необходимо сделать, чтобы победить «гидру» коммерциализации саморегулирования и неправомерной выдачи (продажи) Свидетельств о допуске к выполнению работ в строительстве?
1. Формирование СРО по субъектам Федерации, как и сформирована Россия. Это даст уменьшение коммерциализации СРО минимум на 50-60%.
Формирование СРО вне границ субъекта противоречит нормам ФЗ № 315 и нормам логики организации некоммерческих партнерств. Практически нив одной стране мира подобной территориальной организации саморегулирования нет.
2. Отказ от электронных аукционов в закупках в строительстве имеет еще и политическое значение в части развития и укрепления саморегулирования в строительстве.
Только реальная предквалификация участников закупок в строительстве кардинально изменит ситуацию и с коммерциализацией саморегулирования и пресечет фактически преступную деятельность недобросовестных и коммерческих СРО строителей.
Это даст реальное снижение коммерциализации еще минимум на 50%.
3. Необходимо принять логичное решение, что исключение члена из СРО означает исключение его из системы саморегулирования и лишение его руководителя и собственника прав заниматься строительной деятельностью сроком до двух лет. Его не имеют право принять никакая СРО в течение 2-х лет, как и включенных в реестр недобросовестных поставщиков. Мы не знаем примера, когда исключенный член СРО оспорил решение СРО в суде. Значит, он не должен быть принят нигде.
Это даст снижение коммерциализации еще минимум на 30%.
4. Добровольный выход из СРО строителей равнозначен добровольному отказу от строительной деятельности. Срок нового возобновления этой деятельности не менее через один год.
5. Полная информационная открытость НОСТРОЙ через его сайт.
6. Установить максимальное количество членов СРО строителей, чтобы аппарат СРО мог нормально обслуживать и исполнять все необходимые функции (возможно 600-800 членов). Это даст снижение коммерциализации на 30%.
7. Разработать и утвердить СТАНДАРТ саморегулирования о совместной работе нескольких СРО строителей (сколько их есть в одном субъекте) в одном субъекте Федерации между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
Тоже СТАНДАРТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ о совместной работе СРО строителей, проектировщиков и изыскателей в одном субъекте Федерации между собой и с органами власти, управления, контроля и надзора всех уровней субъекта.
8. Законом или стандартом саморегулирования ввести обязательные квалификационные требования, как и к специалистам строительной организации для получения свидетельства о допуске к работам, к членам управления СРО и национальных объединений, таких как:
Это даст снижение коммерциализации минимум на 30%.
Если мы сами себя уважаем, мы не должны допускать, чтобы в Совете Национального объединения строителей, тем более исполнительном органе, присутствовали и принимали решения не строители и не имеющие отношения к строительной деятельности специалисты.
Из этого и вырастает коммерциализация саморегулирования, так как многие из них этим же занимались и при лицензировании. Надоела гнилая практика Объединений и то, что за 4 года эта проблема не решена.
Система лицензирования при переходе на саморегулировании просто перетекла в выдачу свидетельств. Поэтому никакого саморегулирования в строительстве сейчас нет.
Строительное сообщество сейчас не имеет никакого веса или значения для Минрегиона и других министерств и ведомств.
Саморегулирование только состоялось для коммерческих СРО и кормящихся около них.
9. Важно, чтобы в стандарте саморегулирования «Организация коллегиального органа управления СРО (Правления) и осуществления его работы» в самом Правлении более половины численности членов его были руководители малого бизнеса и не менее 25% численности - представители среднего бизнеса, что хоть как-то будет соответствовать реальному весу компаний малого и среднего бизнеса в партнерствах.
Это тоже очень важно. Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
10. Важно, чтобы в коллегиальных руководящих органах СРО и НОСТРОЙ было максимальное количество руководителей чистых подрядчиков (работающих по договору) и минимум руководителей компаний застройщиков.
Зачастую эти руководители просто не знают интересов строителей - подрядчиков, а смотрят на них как со стороны заказчиков. Вот поэтому возникает своеобразный конфликт интересов. Это даст снижение коммерциализации минимум на 20%.
11. Еще есть эффект коммерциализации саморегулирования из-за некорректной организации и самой структуры национальных объединений, что зашло далеко, но не полностью понимается и не воспринимается руководством исполнительных органов национальных объединений. Необходимо разделить исполнительные органы национальных объединений во главе с президентами и коллегиальными органами Объединений с разделением функций, прав и ответственности.
Мы убеждены, что на ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ нельзя управлять такими организационными структурами. Существующее положение также есть причина кризиса саморегулирования, в частности, в строительной отрасли.
По этой причине имеем реально 15-20% коммерциализации саморегулирования в строительстве.
Проценты снижения нельзя суммировать. Они могут поглощаться друг другом или взаимодействовать друг с другом.
Считаю, что при выполнении всех описанных предложений феномен коммерциализации будет практически сведен к нулю и только при этом возможно реально начинать развитие саморегулирования в экономических сферах деятельности».
P.S.
Валерий Мозолевский неоднократно выступал с подобными предложениями, ряд которых, безусловно, являются спорными, но лица, от которых зависит принятие решений, пока еще так и не услышали Валерия Павловича. Впрочем, он не теряет надежды и, возможно, на предстоящей конференции его предложения будут, наконец, обсуждены.

Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн