Допусками к работе СРО финрынка теперь занимается Департамент допуска ЦБ РФ
Допуск к работе на финансовом рынке (лицензирование, аккредитации, присвоение статуса, включения в реестр, выдача разрешений) и осуществления иных разрешительных полномочий в отношении некредитных финансовых организаций, их саморегулируемых организаций и иных объединений, а также по вопросам переоформления ранее выданных разрешительных документов теперь осуществляется в центральном аппарате Департамент допуска на финансовый рынок. Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР), которая ранее была наделена соответствующими полномочиями, в соответствии с решением Совета директоров Банка России с 3 марта 2014 года была упразднена. Об этом сообщает Пресс-служба Банка России.
Помимо прочего, теперь в Департамент допуска на финрынок следует обращаться чтобы зарегистрировать документы некредитных финансовых организаций, подлежащих регистрации (согласованию, утверждению) Банком России в соответствии с законодательством; изменить сведения государственного и иных реестров (за исключением государственного реестра бюро кредитных историй); а также чтобы получить аттестацию граждан для работы в некредитных финансовых организациях, в том числе по вопросам аккредитации организаций, осуществляющих соответствующую аттестацию.
Рассмотрение документов, связанных с процедурами допуска на финансовый рынок эмиссионных ценных бумаг, будет осуществляться в центральном аппарате Департаментом допуска на финансовый рынок и в территориальных учреждениях Банка России, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Казани, Самаре.
Заявления, уведомления и иные документы, касающиеся допуска на рынок и деятельности бюро кредитных историй, следует направлять в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.
Полномочия по контролю за соблюдением законодательства в сфере предупреждения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма как кредитными, так и некредитными организациями будет осуществлять Департамент финансового мониторинга и валютного контроля.
При представлении отчетности и уведомлений участниками финрынка необходимо учитывать, что до утверждения нормативных актов Банка России применяются все действующие нормативные правовые акты и информационные письма ФКЦБ России, ФСФР России, Службы Банка России по финансовым рынкам. Отчетность, которая в соответствии с действующими нормативными правовыми актами представлялась участниками рынка в центральный аппарат СБРФР теперь должна представляться в центральный аппарат Банка России.
Отчетность, которая в соответствии с действующими нормативными правовыми актами представлялась в территориальные подразделения СБРФР, необходимо представлять в территориальные учреждения Банка России в соответствии со Схемой закрепления территорий, на которых осуществляют деятельность участники финансового рынка, за территориальными учреждениями Банка России, в адрес которых представляется отчетность участниками финансового рынка. Указанная схема размещена на сайте Банка России.
Контроль и надзор за страховыми организациями будет осуществлять Департамент страхового рынка Банка России. Все страховые организации будут разделены на две группы: крупные страховые организации и прочие страховые организации. Надзор за страховыми организациями, входящими в первую группу, будет осуществлять в центральном аппарате Банка России Департамент страхового рынка. Надзор за страховыми организациями, входящими во вторую группу, будет осуществляться исходя из их территориальной принадлежности, для чего создаются 3 центра компетенции:
– в Москве (Центральный федеральный округ);
– в Санкт-Петербурге (Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский федеральные округа);
– в Новосибирске (Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа).
Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления начиная с этого месяца осуществляет регулирование деятельности инвестиционных фондов, управляющих компаний по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, деятельности агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, а также государственный контроль и надзор за указанными видами деятельности.
Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности с марта этого года осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
Рассмотрение обращений и жалоб потребителей финансовых услуг, и инвесторов, а также жалобы иных физических и юридических лиц передано Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Все начатые СБРФР процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, будут осуществлять соответствующие Департаменты Банка России и территориальные учреждения Банка России на основании ранее представленных в СБРФР документов. Повторное направление документов не требуется.
Напомним, в конце прошлого года Минфин России опубликовал на своем сайте проект закона о СРО в сфере финансовых рынков. В нем сказано, что для приобретения статуса саморегулируемой организация должна состоять минимум из 30% (от общего количества) финансовых организаций, осуществляющих один и тот же вид деятельности. То же самое условие распространяется и на СРО, выполняющую несколько видов работ (30% организаций каждого вида). То есть новым законопроектом не запрещено совмещать в организации функции различных видов деятельности участников финрынка. Членство в СРО для участников одного сегмента рынка становится обязательным с того момента, когда появится первая саморегулируемая организация соответствующего вида. В пояснении к закону отмечается, что подготовленный законопроект направлен на совершенствование системы саморегулирования на финансовых рынках, а его целью является повышение роли саморегулирования в деятельности участников финрынка в условиях увеличения их количества и усложнения их качественных характеристик. Помимо этого, он служит повышению эффективности взаимодействия СРО с регулятором (ЦБ РФ). В основе нового законопроекта Минфина лежит вариант закона, который был разработан Центробанком.