Запретительный характер новых законов в сфере информационных технологий может негативно отразиться на саморегулировании отрасли
Под занавес весенней парламентской сессии 2013 года в Золотом зале Государственной думы под председательством спикера нижней палаты парламента С.Е. Нарышкина состоялось совместное заседание Совета по культуре при Председателе Госдумы ФС РФ и Рабочей группы по актуальным проблемам законодательного регулирования авторских прав в сфере массовых коммуникаций.
В мероприятии приняли участие: С.В. Железняк (вице-спикер Госдумы), С.С. Говорухин (председатель Комитета Госдумы по культуре), В.Р. Мединский (Министр культуры РФ), П.В. Крашенинников (председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству), А.В. Митрофанов (председатель Комитета Госдумы по информационно политике, инфотехнологиям и связи), Р.А. Шлегель (член Комитета Госдумы по информационной политике, инфотехнологиям и связи), Е.Г. Ларина (Директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России), Д.В. Молчанов (заместитель Руководителя Аппарата Правительства России), М.П. Максакова-Игенбергс (депутат Госдумы, один из инициаторов закона ФЗ-187), С.А. Плуготаренко (директор РАЭК) и другие.
Главным вопросом заседания стал принятый 2 июля «антипиратский» закон № 187-ФЗ, вызвавший бурную полемику в ходе заседания.
Большинство участников поддержали принятый закон, отметив, что он, по сути, является первым шагом в области борьбы с пиратством в интернете, несмотря на имеющиеся недостатки.
Выступивший директор РАЭК С.А. Плуготаренко высказал критические замечания в адрес нового нормативного акта. В частности, он особо подчеркнул, что быстрота принятия закона не позволила учесть отраслевые предложения по его изменению и рассказал о шагах Ассоциации, направленных на облегчение для интернет-компаний процессов, связанных с необходимостью исполнения принятого закона с 1 августа.
Также Плуготаренко отметил, что большой ошибкой является отношение ко всей интернет-отрасли как к пиратской среде, при том, что львиная доля интернет-компаний сегодня являются саморегулируемыми, законопослушными и делают весомый вклад в экономику Рунета (более 1% от ВВП России с динамикой роста +30% в год).
По его мнению, необходимо учитывать инновационный характер интернет-экономики, стимулировать развитие законопослушных компаний и исключить любые негативные последствия для Экономики Рунета и саморегулирования отрасли — в результате неправильного или избыточного регулирования их деятельности и запретительного-карательного характера новых законов.
Плуготаренко отметил, что РАЭК имеет четко сформулированные рекомендации по поправкам в ФЗ-187, которые представлены на сайте Ассоциации, и которые были неоднократно представлены и направлены в органы госвласти, но пока не услышаны. Мы надеемся на их учет осенью, сказал он.
В свою очередь директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России Е.Г. Ларина заметила, что Минкомсвязь России, как никто, понимает проблемы и защищает интересы как инфопосредников (интернет-компаний), так и правообладателей (СМИ, медиа-бизнес, телевидение, радио).
Чиновница сообщила, что Минкомсвязь вела диалог с Минкультурой, но по-видимому недостаточно эффективный, так как в результате появился нынешний закон ФЗ-187.
Глава Департамента отметила, что косвенно закон может усилить саморегулирование отрасли, что уже происходит в случае с некоторыми крупными социальными сетями. При этом необходимы дополнительные законодательные нормы, закрепляющие саморегулирование отрасли.
Представитель Минкомсвязи считает, что необходимо преломить тенденцию — сделать мейэнстримом легальное потребление контента, а не пиратское.
Особое значение в этой связи приобретает просветительская работа с пользователями, направленная на повышение их медиаграмотности. Причем с этой задачей успешно могли бы справиться саморегулируемые организации.
Также госпожа Ларина напомнила, что интернет — быстроменяющаяся среда, и нельзя допустить в результате неумелого законодательного регулирования ее выталкивания в другие юрисдикции.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru