Законопроект о субсидиарной ответственности строительных СРО принят Госдумой в первом чтении
Проект федерального закона № 262137-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», которым предусматривается изменение установленного новой редакцией статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (вступила в силу с 1 июля 2013 г.) порядка возмещения вреда и выплаты компенсаций сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания и сооружения, был принят Государственной Думой РФ первом чтении.
Напомним, законопроектом предлагается заменить солидарную ответственность по возмещению вреда, которую несут СРО в пределах компенсационного фонда наряду со своими членами, выполнившими работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства с недостатками, вследствие которых причинен вред, на субсидиарную ответственность СРО. При этом в отношении многоквартирных домов предлагается не менять порядок возмещения вреда, сохранив солидарную ответственность саморегулируемой организации наряду с лицом, причинившим вред.
В пояснении к законопроекту говорится, что необходимость установления субсидиарной ответственности СРО продиктована и различием субъектного состава должников. Все указанные в части 5 статьи 60 лица, за исключением саморегулируемой организации, являются непосредственными причинителями вреда. Саморегулируемая организация, исходя из положений действующего законодательства, отвечает за деятельность своего члена опосредованно, формируя систему обеспечения имущественной ответственности (систему страхования и компенсационный фонд).
Авторы законопроекта считают, что установление субсидиарной ответственности саморегулируемой организации будет способствовать мотивации членов СРО к соблюдению требований безопасности при строительстве, а также более эффективному обеспечению имущественных претензий лиц, указанных в частях 1-3 статьи 60 ГрК РФ (собственники зданий, сооружений, застройщики и др. лица), возместивших причиненный вред и обратившихся с регрессным требованием к лицу, выполнившему работы, в результате недостатков которых причинен вред.
Помимо этого, согласно пункту 1 статьи 323 Гражданского кодекса, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Из этого следует, что лицо, возместившее вред потерпевшему, может и не обратиться с регрессным требованием к лицу, выполнившему работы с недостатками. Данное обстоятельство приведет к тому, что институт страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций в области строительства фактически будет выполнять лишь декоративную роль, не являясь реальной составляющей системы обеспечения имущественной ответственности членов СРО, поскольку не последует соответствующего обращения за возмещением вреда к строителям, проектировщикам, изыскателям, являющимся страхователями.
В свою очередь, изменение ответственности с солидарной на субсидиарную, как считают авторы, фактически не приведет к изменению системы возмещения вреда и какому-либо умалению прав лиц, возместивших потерпевшим вред и обратившихся с регрессным требованием, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ в случае отказа основного должника от удовлетворения такого требования или неполучения в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. При этом саморегулируемые организации будут так же заинтересованы в осуществлении должного контроля за деятельностью членов СРО, как и в случае солидарной ответственности.
По итогам пленарного заседания Госдумы было принято решение направить поправки к законопроекту в Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству дня принятия постановления для дальнейшей доработки документа и внесения его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
Проект закона был разработан Национальным объединением проектировщиков совместно с Национальным объединением строителей. Как отмечает НОСТРОЙ, отраслевое сообщество неоднократно выступало против установления солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов, введенной Федеральным законом № 337-ФЗ, отмечая при этом, что солидарная ответственность, при которой возможно переложить часть ответственности за причинение вреда на других лиц, фактически демотивирует строительные организации к соблюдению требований безопасности при строительстве.