Законопроект о повышении информационной открытости рекомендован к первому чтению
В минувший четверг, 25 октября, состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности, который рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект о повышении информационной открытости саморегулируемых организаций в первом чтении с учетом необходимости его доработки в процессе подготовки ко второму чтению.
Повестка дня заседания состояла из трех вопросов, вел его первый заместитель председателя Комитета Юрий Петров. Первым - депутаты Комитета рассмотрели проект федерального закона № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» подготовленный к первому чтению.
С докладом по этому вопросу выступил официальный представитель Правительства РФ, статс-секретарь–заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев, содокладчик - первый заместитель председателя Комитета по вопросам собственности Валерий Селезнев.
Выступавшие подробно остановились на истории появления данного законопроекта, рассказали о проведенном мониторинге информационной открытости саморегулируемых организаций, выявленных проблемах и предложениях по их решению.
Депутаты поддержали позицию Правительства РФ о необходимости повышения информационной открытости и прозрачности деятельности саморегулируемых организаций в различных отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности, которые, несмотря на все проблемы их становления, рассматриваются как институты негосударственного публичного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности и контроля.
Таким образом, это - сорегуляторы деятельности в определенных отраслях экономики от имени государства, которые в силу возлагаемых на них обязанностей по определению должны обладать огромным массивом информации о рынке и о своих членах.
Депутатами отмечалась важность правильного определения правовых основ (требований) к перечню (составу) информации и документов, которые каждая саморегулируемая организация обязана аккумулировать на постоянной основе и которую по определенным критериям должна будет размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Не менее значимой в этой связи является и задача формирования реестра членов саморегулируемой организации. Ведь это основной инструмент информирования их потенциальных контрагентов:
- об основных идентификационных и квалифицирующих признаках любого члена саморегулируемой организации;
- о его соответствии установленным требованиям;
- об иных сведениях, представляющих интерес для лица, осуществляющего взаимодействие с конкретным членом саморегулируемой организации или только планирующим такое взаимодействие.
Пока эти вопросы недостаточно урегулированы действующим законодательством.
В соответствии с федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» определен лишь самый общий перечень состава документов и информации, к которой любая СРО обязана по своему усмотрению обеспечить доступ посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях.
В тоже время под видом учета отраслевой специфики наблюдается широкий разброс требований к раскрытию СРО информации установленных иными федеральными законами.
В действующем законодательстве в области саморегулирования отсутствуют ответственность и санкции за нарушения, которые допускают СРО и их должностные лица, в том числе и за несоблюдение норм по информационной открытости.
В определенной мере данная ситуация обуславливается тем, что саморегулирование как явление является достаточно новым для российской экономики с небольшим сроком функционирования, а правовая база находится в стадии формирования.
Поэтому законопроектом обоснованно предлагается:
- установить единые требования к содержанию реестра членов саморегулируемых организаций независимо от сферы их деятельности;
- расширить перечень сведений, которые подлежат обязательному размещению саморегулируемыми организациями на их сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- предусмотреть административную ответственность за нарушение саморегулируемыми организациями обязанностей по раскрытию информации.
При этом было предложено всю информацию СРО подразделять по крайней мере на 3 части:
- доступную всем, т.е. которая открывается в режиме онлайн в сети Интернет по мере обновления и поступления новой информации;
- доступную государственным надзорным органам, т.е. предоставляется уполномоченным лицам административных и правоохранительных органов в пределах их компетенции;
- предоставляемую по запросам прокуратуры и судебных органов, т.е. предоставляется по решению суда или прокуратуры (информация, имеющая в своем составе тайну охраняемую законом).
По итогам обсуждения депутатами Комитета по вопросам собственности принято решение рекомендовать Государственной думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки в процессе подготовки ко второму чтению. По словам депутатов, работа с документом идет по плану, а торопливость в законотворчестве ведет к просчетам и ошибкам, которые исправлять всегда сложнее.
Сергей Жидков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru