Проект ФЗ № 104824-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» вызвал ряд серьезных возражений
Опубликовано заключение ответственного комитета (Комитет Госдумы по вопросам собственности) на проект федерального закона № 104824-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» за подписью председателя Комитета Государственной думы по вопросам собственности.
Проект Федерального закона внесен депутатами нижней палаты парламента И.Д.Грачевым, А.Д.Крутовым, В.И.Афонским.
В заключении говорится, что Комитет Государственной думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона № 104824-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в порядок функционирования субъектов российского рынка оценочных услуг с целью приведения рынка в соответствие с действующим законодательством и логикой делового оборота, повышения эффективности и качества услуг, укрепления престижа профессии оценщика, его ответственности перед потребителями. Однако в ходе рассмотрения законопроекта у экспертов возникло ряд серьезных возражений. В частности, они отмечают, что законопроектом даже не делается попытка определить механизм вступления субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемую организацию в области оценочной деятельности и их исключения.
Если даже допустить в качестве субъекта рынка оценочных услуг одновременно с оценщиками – физическими лицами и субъектов предпринимательской деятельности, то вхождение последних в саморегулируемые организации физических лиц- оценщиков создаст по сути такую смесь прав и возможностей, в которой коррупционные составляющие будут иметь первостепенные смысл и значение.
В этом случае, считают эксперты, будет нарушен базовый принцип саморегулирования как самостоятельной и инициативной деятельности, которая осуществляется либо субъектами предпринимательской, либо профессиональной деятельности (часть 1 статьи 2 федерального закона «О саморегулируемых организациях»).
Более того, такое смешение приведет к серьезной правовой неопределенности в регулировании самого института СРО в сфере оценочной деятельности (как сорегулятора от имени государства), прежде всего в вопросах стандартизации деятельности членов таких СРО.
Вызвали у экспертов возражения и ряд предлагаемых в законопроекте положений, хотя в пояснительной записке делается ссылка, что остальные изменения, вносимые в ФЗ-135, затронут лишь терминологические аспекты.
Предлагаемые проектируемой статьей 24.10 ФЗ-135 в редакции пункта 18 законопроекта, по сути, предлагается исключить требование об объединении в составе национального совета по оценочной деятельности более пятидесяти процентов саморегулируемых организаций, объединяющих более пятидесяти процентов субъектов оценочной деятельности.
Если это не механическая ошибка, то указанное исключение может привести к созданию нескольких национальных советов по оценочной деятельности. С ним нельзя согласиться, поскольку оно прежде всего противоречит принципам создания и функционирования такого совета как единого координатора правоустановления в отрасли.
С другой стороны, с учетом сложившейся в настоящее время ситуации на рынке оценочных услуг можно лишь предположить, что такая норма предлагается исключительно для того, чтобы обеспечить монопольное преимущество крупных саморегулируемых организаций и одновременно существенно затруднить функционирование ранее созданных (в основном небольших) СРО в данной сфере.
Эксперты комитета делают вывод, что проект федерального закона № 104824-6 нуждается в серьезной юридико-технической доработке в аспекте настоящего заключения до его рассмотрения в первом чтении.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru