Реформа саморегулирования по ФЗ-372
Летом 2016 года был принят Федеральный закон № 372-ФЗ, который существенно изменил институт саморегулирования в строительстве. Он внес поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
Названный закон направлен на усиление контроля за строительными компаниями, ставит перед собой цель обеспечить сохранность и целевое использование средств компенсационных фондов. По задумке авторов из Министерства строительства России, принятые нормы поспособствуют улучшению качества строительных работ, повышению ответственности СРО и ее членов.
Нормы ФЗ будут вступать постепенно. Переходный период для саморегулируемых организаций в области строительства и их членов продлится год – до 01 июля 2017 года. В конечном итоге все строительные компаний станут членами СРО, которые зарегистрированы в том же районе (или по соседству), что и они сами (на изыскательские и проектные организации правило не распространяется). Вместо одного компенсационного фонда, при определенных условиях разрешается создать второй – компфонд обеспечения договорных обязательств. С июля 2017 года на саморегулируемые организации будет возложен контроль исполнения членами обязательств по контрактам. Члены СРО будут направлять отчеты о заключенных договорах за предшествующий год. Для СРО, которые не предоставили или несвоевременно предоставили в Ростехнадзор сведения, необходимые для ведения реестра таких саморегулируемых организаций, вводится административная ответственность.
ПОДРОБНЕЕ О НОВОВВЕДЕНИЯХ
Кому необходимо, а кому теперь можно не быть членами СРО?
Перечень организаций и ИП, для которых членство в саморегулируемых организациях – обязанность, был сокращен. Теперь вступление обязательно только для:
1. Организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (ОКС) по договору с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда превышает 3 млн рублей.
2. Застройщиков, самостоятельно выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
3. Технических заказчиков.
4. Организаций, которые заключают договоры подряда с использованием конкурентных способов определения подрядчиков.
Договоры строительного подряда могут быть заключены с определенными видами заказчиков:
– застройщиками,
– техническими заказчиками,
– региональным оператором,
– лицом, ответственным за эксплуатацию здания.
Предметом договора может являться:
– выполнение работ по строительству реконструкции, капитальному ремонту ОКС,
– договор на выполнение функции технического заказчика,
Понятие «технический заказчик» (с 01.07.2017)
Технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства; подготавливает задания на выполнение указанных видов работ; предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности застройщика, планирующего в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ, самостоятельно осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства, по мнению Минстроя России (Письмо от 02.11.2016 № 36341-ХМ/02 ПРИЛОЖИТЬ!!), должен определяться исходя из стоимости планируемого к реализации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, должен определяться исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
Понятие «конкурентные способы определения подрядчиков»
Под заключением договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов понимается заключение договоров в соответствии со следующими законами:
– Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
– Иные случаи, когда в соответствии с законом для заключения договоров подряда необходимо проводить конкурентные закупки.
Условия участия в заключении договоров (контрактов) строительного подряда с использованием конкурентных способов определения подрядчиков будут применяться с 01 июля 2017 года.
Необязательное членство в СРО
1. Если размер обязательств по договору строительного подряда не превышает 3 млн руб. (часть 2.1. статьи 52 ГрК РФ в редакции 372-ФЗ)
2. Договор строительного подряда заключен с иным лицом, кроме указанных ГрК РФ (в том числе – субподрядчики). Исключения перечислены в пунктах 1 - 5 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ и пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ (в редакции 372-ФЗ).
3. Физическое лицо, осуществляющее индивидуальное жилищное строительство
4. Работы выполняются на объектах, не являющихся ОКС
5. Отдельные категории юридических лиц (созданные публичными образованиями)
Регионализация строительных СРО
Строительная компания или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы в том же субъекте РФ, что и саморегулируемая организация, членами которой они являются.
По данным на октябрь 2016 года, Национальное объединение строителей включает в себя 267 саморегулируемых организаций в 71 субъекте Российской Федерации, в которых состоят 122 тысячи членов. Из них 88 008 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются участниками СРО 4-х центральных субъектов РФ. Всего же на территориях данных субъектов зарегистрированы 41 803 строительные компании и ИП.
Чтобы осуществить переход в региональную саморегулируемую организацию, необходимо:
– Подготовить комплект документов для вступления в СРО, зарегистрированную в том же субъекте России, что и член партнерства, или зарегистрированную на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с «домашним» субъектом РФ, если в своем регионе такой нет.
– Подать документы в «новую» СРО с учетом указанной в уведомлении даты выхода из «прежней» СРО.
– Определить уровни ответственности по договорам строительного подряда (ст. 5516 ГрК РФ - определить размер взноса (взносов) в компенсационный фонд (фонды)).
– Направить в «прежнюю» СРО копию решения о приеме в «новую» СРО и требование (заявление) о переводе средств КФ.
– Оплатить вступительный взнос в «новую» СРО, если такой взнос установлен.
– Убедиться в переводе в полном объеме ранее уплаченных средств КФ от «прежней» СРО в «новую» СРО. На перевод отводится 7 рабочих дней. Если этого не произошло или компфонд был перечислен не в полном объеме, самостоятельно внести (довнести) средства в компенсационный фонд (фонды) «новой» СРО.
Хронологический порядок выполнения строительными компаниями требований 372-ФЗ
До 1 декабря 2016 года все строительные организации должны подать уведомление о прекращении членства в СРО, в т. ч. с последующим переходом в региональные СРО, или о сохранении членства в действующих.
При желании перейти в другую СРО, членство прекращается с даты, указанной в уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.
В СРО подается уведомление, в котором указывается следующая информация:
– о добровольном прекращении членства
– о переходе в другую СРО по месту регистрации
– о сохранении членства в текущей СРО
Строительные компании и ИП, не вступившие в иную СРО, в течение года после 1 июля 2021 года могут подать заявление в СРО, членство в которой было прекращено, о возврате внесенных взносов в компенсационный фонд.
Хронологический порядок выполнения компаниями и СРО всего стройкомплекса требований 372-ФЗ
До 1 ноября 2016 г. – размещение средств СРО в банках, требования к которым определены правительством РФ (Постановление №970 от 27.09.16 г.) Деньги строительных СРО должны быть размещены в 12 банках: Газпромбанк, Юникредитбанк, ВТБ, Альфа-банк, Сбербанк, «ВТБ 24», «Московский кредитный банк», ФК «Открытие», Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк.
До 1 марта 2017 г. – Проведение общих собраний СРО. Решения о реорганизации СРО или о формировании компфондов СРО в соответствии с новыми требованиями
До 1 июля 2017 г. Для СРО: – проведение общих собраний для приведения документов и компфондов СРО в соответствие с ГрК РФ – подача в Ростехнадзор документов для подтверждения статуса в СРО Если член СРО исключен из организации с 1 июля 2017 года, то он лишается права в течение одного года быть вновь принятым в члены СРО и производить работы, требующие его членство в СРО. Лица, не изъявившие намерение прекратить членство либо остаться членом СРО, автоматически исключаются из саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года. При этом у таких организаций и ИП сохраняется право получения в 2021 году ранее внесенных средств в компенсационный фонд СРО.
С 1 июля 2017 прекращается действие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемой организацией. Вместо них подтверждением членства будет являться выписка из реестра членов СРО. Такая выписка станет условием допуска к заключению договоров подряда, а также к участию в конкурентных закупках. Выписка будет содержать информацию о внесенном взносе (взносах) в компенсационный фонд (фонды).
1 сентября 2017 – окончание срока на подачу заявления о переводе средств компфонда, при переходе по региональному принципу. До этого момента необходимо предоставить в саморегулируемую организацию сведения, подтверждающие соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя новым требованиям СРО.
1 октября 2017 – Если средства компфонда не были перечислены на счета банков, требования к которым определены Правительством РФ, не подтверждается статус СРО, находятся в составе члены из других регионов, – СРО исключается Ростехнадзором из госреестра. Все члены СРО лишаются возможности осуществлять деятельность, для которой членство в СРО обязательно.
С 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года – получение ранее уплаченных в компфонд(-ы) СРО средств при подаче соответствующего заявления.
Возможные нарушения со стороны СРО:
– Уведомление получено саморегулируемой организацией, но строительная компания не исключена из состава членов СРО;
– Уведомление получено, но строительная компания не исключена из состава членов СРО по другим основаниям, в том числе с нарушением процедуры исключения;
– Заявление о переводе средств получено, но денежные средства не поступили в «новую» СРО по истечении более 7 рабочих дней, с даты его получения;
– Членам СРО необоснованно назначаются внеплановые проверки;
– В нарушение процедур, установленных внутренними документами, компании исключаются из СРО;
– Запрашиваются сведения и документы, не предусмотренные действующим законодательством;
– Переводятся средства компенсационного фонда в меньшем размере, чем они были ранее уплачены «бывшим» членом;
Что делать в случае нарушений со стороны СРО?
- Незамедлительно подготовить жалобу в Ассоциацию «Национальное объединение строителей», приложить копии документов;
– Обратиться к юристам за консультацией;
– Подготовить исковое заявление в суд.
Компенсационные фонды СРО
На основании заявлений членов, не позднее 1 июля 2017 года саморегулируемые организации обязаны сформировать компенсационный фонд (фонды).
1) Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ)
Фонд ВВ формируется в обязательном порядке всеми членами СРО.
КФ ВВ формируется из:
1) взносов действующих членов СРО (на основании поданных ими заявлений), внесённых ими в компенсационный фонд СРО при вступлении и в период участия (членства) в СРО;
2) взносов членов СРО, исключенных ранее и добровольно прекративших членство, внесённых ими в компенсационный фонд СРО;
3) взносов членов, уведомивших СРО о намерении добровольно прекратить членство в Ассоциации в связи с последующим переходом в саморегулируемую организацию по месту своей регистрации;
4) взносов членов, уведомивших СРО в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 5 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ, о намерении добровольно прекратить членство в СРО без перехода в другую СРО (которые имеют право подать после 01.07.2021 заявление о возврате внесённых ими взносов в компенсационный фонд СРО);
5) взносов членов, не уведомивших СРО в срок, установленный частью 5 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ, которые исключены (будут исключены) в соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ и за которыми закреплено право после 01.07.2021 подать заявление о возврате внесённых ими ранее взносов в компенсационный фонд СРО;
6) взносов лиц, вступающих в члены СРО после даты образования компенсационного фонда возмещения вреда;
7) взносов, перечисленных саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство и вступивших в СРО;
8) взносов, перечисленных НОСТРОЙ за членов, вступивших в СРО (в случаях, установленных ГрК РФ);
9) средств, определяемых как разница между средствами, ранее уплаченными членами СРО в компенсационный фонд СРО, и взносами, учитываемыми в КФ ВВ на основании заявления члена СРО, - так называемые «излишки»;
10) доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда СРО;
11) доходов, полученных от размещения средств КФ ВВ СРО.
Минимальный взнос в КФ ОВО – 100 тыс. руб. – дает право заключать договоры до 60 млн. Всего предусмотрено 5 уровней ответственности.
Сумма выплаты в рамках компенсационного фонда возмещения вреда формируются по принципу солидарной ответственность при возмещении причиненного вреда.
2) Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО)
Фонд формируется в случае если не менее чем 15 (проектные и изыскательские СРО) или 30 (строительные СРО) членов выразят намерение принимать участие в закупках работ по строительству на конкурсной основе (с использованием конкурентных способов определения подрядчиков).
Размер КФ ОДО для целей осуществления выплаты в соответствии с частями 1, 2 статьи 60.1 ГрК РФ рассчитывается путем суммирования следующих взносов:
1) взносы, внесенные членами СРО в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, в размере, установленном частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ;
2) взносы членов СРО, исключенных ранее и добровольно прекративших членство, внесённые ими в компенсационный фонд СРО;
3) дополнительные взносы членов саморегулируемой организации, в том числе дополнительные взносы, ранее внесенные исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в СРО (в случае принятия СРО соответствующего решения);
4) взносы, перечисленные СРО за членов, добровольно прекративших в них членство, вступивших в новую СРО и написавших заявление о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов;
5) денежные средства, внесенные членами СРО в компенсационный фонд СРО до формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачтенные в счет их взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
6) взносы, перечисленные НОСТРОЙ за членов, вступивших в СРО (в случаях, установленных ГрК РФ);
7) доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда СРО; 8) доходы, полученные от размещения средств КФ ОДО СРО.
Если ответственность члена СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом договорных обязательств застрахована в соответствии с законодательством РФ, саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность по обязательствам члена СРО в случаях, установленных статьей 60.1 ГрК РФ, в части, не покрытой страховыми возмещениями. Условия страхования ответственности члена СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом СРО договорных обязательств определяются внутренними документами СРО.
Минимальный взнос в КФ ОДО – 200 тыс. руб. – дает право заключать Контракты, совокупный размер обязательств по которым не превышает 60 млн. Всего предусмотрено 5 уровней ответственности.
Сумма выплаты в рамках компенсационного фонда ОДО рассчитывается по принципу субсидиарной ответственности СРО в размере ¼ КФ ОДО по возмещению реального ущерба и штрафов за неисполнения договоров, заключенных с помощью конкурентных способов. Подробнее о суммах взносов в разделе «Компенсационные фонды СРО».
Контроль участников конкурентных закупок
С 01 июля 2017 года СРО будут осуществлять контроль за членами в плане исполнения ими обязательств по заключенным контрактам.
Контроль проводится в форме проверки, проводимой не реже чем один раз в год. До 1 марта члены СРО в обязательном порядке должны будут направлять отчет о контрактах, заключенных ими за предшествующий год.
Обязательства, признанные сторонами по каждому из заключенных контрактов, исполненными на основании акта приемки результатов работ, уменьшают совокупный размер обязательств по заключенным контрактам.
При превышении совокупного размера – происходит доплата в КФ ОДО до соответствующего уровня ответственности на основании уведомления, направляемого СРО, по правилам, устанавливаемым Минстроем России.
Требования к членам саморегулируемых организаций c 01 июля 2017 года.
* Требование к ИП – члену СРО:
– высшее образование соответствующего профиля,
– стаж работы не менее 5 лет.
* Требования к руководителю члена СРО – юридического лица:
– высшее образование соответствующего профиля,
– стаж работы не менее 5 лет.
Требования к наличию и количеству специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица, трудовая функция которых включает организацию строительства, – не менее 2-х по основному месту работы, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов, предусмотренный статьей 55.5-1 ГрК РФ.
Специалистом по организации строительства, изысканий, проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Национальные реестры специалистов строительной отрасли (НРС)
Новый закон урегулировал вопрос разработки и применения стандартов. Саморегулируемые организации получили возможность разрабатывать единые стандарты деятельности и применять лучшие практики контроля за работой членов и процессов строительства.
Важное место в новой системе отводится квалификации специалистов. С целью создания единой базы данных по специалистам для государственных органов и заказчиков, а также для определения наличия у конкретной строительной организации квалифицированных специалистов к 1 июля 2017 года будут созданы Национальные реестры специалистов строительной отрасли.
Руководящие сотрудники компаний должны соответствовать профессиональным стандартам. Такой подход повысит ответственность руководителей строительных и проектных компаний.
Предварительные итоги реформы саморегулируемых организаций Минстрой РФ планирует подвести к осени 2017 года.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
С 01 октября 2016 года была введена обязанность предоставлять информацию о членстве в ЕФРС.
Законом от 03.07.2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статью 5 закона от 01.12.2007 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» дополнили частью 5. Эта норма обязывает членов СРО вносить сведения о своем членстве в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
В этот реестр вносятся следующие сведения, касающиеся вступления в члены и прекращения членства в саморегулируемых организациях:
– наименование члена и его идентификаторы (Ф.И.О., ИНН, ОГРН);
– контактный адрес;
– наименование саморегулируемой организации и ее идентификаторы (ИНН, ОГРН);
– виды деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в саморегулируемой организации.
Если сведения не представлены:
– на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
– повторное нарушение (или предоставление недостоверных сведений) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.