1. Главная
  2. Статьи
  3. Антон Мороз обозначил основные проблемы развития умных городов
Статьи

734

Антон Мороз обозначил основные проблемы развития умных городов

 Антон Мороз обозначил основные проблемы развития умных городовВ минувшую пятницу состоялась онлайн-конференция «Умный город: ожидания и реальность». Организаторами мероприятия выступили НП «РУССОФТ», ООО «БЕТА» и конгрессно-выставочный центр «ЭКСПОФОРУМ». Участником встречи стал вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз.

Модератором на конференции «Умный город: ожидания и реальность» выступил генеральный директор компании БЕТА, председатель Комитета РУССОФТ по умному городу Виктор Субботин. В своём вступительном слове он рассказал о трансформации городской среды, экономических и технологических вызовах. Он отметил, что текущий кризис усилил роль цифровых технологий и вывел механизмы повышения эффективности организации городского хозяйства на первый план.

Участникам цифровой трансформации городов предстоит решить важнейшие задачи – пересмотреть подходы к реализации проектов развития городской среды, ускорить внедрение цифровых инициатив, преодолеть существующие барьеры в сотрудничестве государственных структур и поставщиков инноваций. Вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОПРИЗ Антон Мороз представил доклад на тему «Цифровая реальность городов. Как набрать скорость в регионах».

Он рассказал о концепции «Умного города», суть которой заключается в эффективном управлении и обеспечении высокого уровня жизни населения за счет применения инновационных технологий. При этом спикер подчеркнул, что информационные технологии позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, и следить за тем, что происходит в городе, как он развивается и какие способы позволяют улучшить качество жизни. Отрасли, которые улучшают технологию «умного города» включают в себя госуслуги, управление городской транспортной сетью, рациональное использование энергии и воды, здравоохранение, инновационные сельское хозяйство и утилизацию отходов.

Именно в целях цифровизации процессов управления городами и поселениями был разработан Ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город», который реализуется Минстроем России в рамках нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика». Для координации правового и технического сопровождения реализации этого проекта при ведомстве создана специальная рабочая группа, членами которой являются не только сотрудники министерства, но и представители иных ведомств и госкорпораций, а также бизнес сообщества в сфере цифровизации и информационных технологий. А для реализации проекта Минстрой разработал целый ряд методических документов, используя которые местные власти в городах и регионах могут развивать данное направление.

«Проект «Умный город» направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и базируется на пяти ключевых принципах: ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды», – объясняет Антон Мороз.

Вице-президент НОСТРОЙ также кратко рассказал о Банке решений умного города, который содержит полную информацию о реализации пилотов 364 проектов в 537 городах страны. А именно – их описание, технические характеристики конкретного решения, финансово-юридические модели организации и иногда даже построение бизнес-схемы. Главное условие реализации – создание рамок для определения и управления инициативами концепций «умного города». Особенно важно, подчеркнул Мороз, чтобы регион был активным элементом, определяющим приоритеты, цели и инициативы по строительству Smart города. Каждое ответственное руководство региона или района должно определить и обновить стратегию и цели города в долгосрочной перспективе, определив приоритеты и цели своей деятельности. Эти документы затем станут основой для создания концепции «Умный город», теории и реализации инициативы.

«Как показывает опыт, при создании ключевых документов для реализации концепций «Умный город» удобно создать городской консультативный орган, на котором будут представлены основные участники экосистем и на который будет возложена ответственность за определение концепции, целей и ключевых инициатив по их реализации», – поясняет спикер.

Говоря о сегодняшних подходах к развитию умных городов, Антон Мороз отметил, что важно не количество сервисов, а социально-экономические достижения. Кроме того, безусловным для создания будущей умной инфраструктуры городов является платформенный подход, где сервисоориентированная модель должна базироваться на единой технологической площадке, на которой циркулируют данные обо всех уровнях жизнедеятельности муниципалитета.

«Принцип единой платформы активно практикует Санкт-Петербург, которому в силу отсутствия деления на муниципалитеты проще добиваться централизации ресурсов. В Питере создается «Цифровая панель управления городом», для которой все системы будут составными компонентами, поставщиками данных. Они разрабатываются и поддерживаются с условием интеграции в едином цифровом пространстве. Таким образом, формируется цифровой профиль города. Также сторонниками единого платформенного решения являются руководители Архангельской и Калужской области», – приводит примеры докладчик.

Также Антон Мороз отметил: «Если для крупных поселений и региональных центров многие технологические новинки применимы как с точки зрения масштаба, так и монетизации, то эти же финансовые модели перестают работать для небольших населенных пунктов, продолжает спикер. Пока нет решения как развивать инновации в малых городах и крупных поселениях, и это является сегодня сложным вопросом и для бизнеса, и для государства».

Ещё одним важным аспектом спикер назвал то, что управление городским хозяйством не может развиваться без строительства. В этой связи создание «суперсервиса» Минстроя России, интеграция всех проектов, программ, решений на одной платформе – это правильный путь.

«В этом вопросе главное продумать программное обеспечение, чтобы потом не получилось, как с системой ИСОГД, когда оказалось невозможным интегрировать региональные системы с федеральной, так как они созданы на разном ПО».

В завершение своего выступления вице-президент НОСТРОЙ назвал основные проблемы развития умных городов и внедрения цифровых решений в процессы управления городским хозяйством.

Во-первых, по его мнению, это разрозненная цифровизация федерации, регионов и муниципалитетов. Даже пилотные проекты реализации «умного города» – это отдельные населенные пункты. Пока нет ни одного примера, когда субъект целиком пошел бы по пути цифровизации. Есть регионы, которые говорят о едином платформенном решении, но готового пилота пока, к сожалению, нет. Для того, чтобы решить эту проблему, требуется объединение и централизация проектов на региональном уровне.

Во-вторых, это проблема межведомственного взаимодействия, которая существует во многих вопросах управления и цифровизация – не исключение. Здесь стоит отметить главное – пока министерства и ведомства не начнут конструктивно взаимодействовать и обмениваться документами с использованием электронных сервисов на федеральном уровне, о субъектах говорить рано. Правительство государства, частный сектор, центральные власти и другие регулирующие органы очень заинтересованы в проекте «Умные города». Поэтому важно, чтобы все заинтересованные стороны действовали скоординировано, а также предельно чётко осознавали свою роль и возложенную ответственность.

В-третьих, проблема, связанная с кадровым вопросом. Её суть в том, что для качественного выполнения поставленного проекта необходимо большое количество работников и обслуживающего персонала. Существует огромная потребность именно в квалифицированных рабочих и профессионалах. Поэтому очень важно, чтобы для работников, принимающих участие в реализации проекта, проводились адекватные профессиональные обучающие курсы.

В-четвёртых, финансирование. Один из самых злободневных вопросов для региональных и местных властей. Помимо поиска «прорывных технологий», ответственным лицам нужно еще решить проблему монетизации новых сервисов. Экономическая составляющая выглядит не менее важной, чем технологическая. Но тут вряд ли можно предложить общее решение, ведь используются различные инструменты. В дорогостоящих проектах стали применяться инструменты лизинга, с отсрочкой выплаты за приобретаемое оборудование и программное обеспечение. ИТ-интеграторы пытаются подражать сотовым операторам и монетизировать проекты по сбору и обработке данных за счет продажи агрегированной информации.

И, в-пятых, проблемы, связанные с интернетом. Поскольку в умных городах резко увеличатся объемы данных, необходимо скорейшее решение вопроса с выделением удобных частот для операторов 5G. Сейчас, как известно этот процесс блокирован силовыми ведомствами.

Отвечая на поступившие вопросы после доклада о том, какие нужно сделать шаги для того, чтобы коммерсанты создавали «умные города», Антон Мороз чётко обозначил, что для этого нужно убрать административные барьеры:

«Региональные власти должны помогать развитию бизнеса в этом направлении, создать нормальные действующие системные кредитные инструменты, которые государство предоставит бизнесу в области цифровизации и информационных технологий, а также очень важно развивать и расширять параметры применения механизма государственно-частного партнёрства для бизнеса, включая механизмы ГЧП для создания объектов инфраструктуры. Бизнес для предпринимателя должен быть рентабельным, для государства – улучшать экономическую и социальную структуру региона, а для населения – создавать более комфортные условия для жизни».

Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заседание Комитета НОСТРОЙ по жилищному строительству
12.09.2024

НОСТРОЙ проведет заседание Комитета НОСТРОЙ по жилищному строительству

18 сентября состоится онлайн-заседание Комитета НОСТРОЙ по жилищному строительству. На повестке поправки в законодательство о подключении к электросетям и Комплексном развитии территорий. Анонс размещен на сайте Нацобъединения.
НОСТРОЙ проведет Окружную для приволжских СРО
05.09.2024

НОСТРОЙ проведет Окружную для приволжских СРО

12 сентября в Татарстане пройдет Окружная конференция саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ, зарегистрированных на территории Приволжского федерального округа. Анонс размещен на сайте НОСТРОЙ.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн