1. Главная
  2. Статьи
  3. Саморегулирование при осуществлении мер по реализации внешней торговой политики страны
Статьи

248

Саморегулирование при осуществлении мер по реализации внешней торговой политики страны

Представители органов государственной власти согласились с недостаточным развитием диалога между чиновниками и предпринимателями. Но не все так плохо. Фундаментом для совместного решения проблем могут стать саморегулируемые организации (СРО). Западный предприниматель уже давно не ведет борьбу с бюрократами, на защите его интересов стоят негосударственные общественные организации бизнеса. О том, на сколько полезны СРО государству, бизнесу и потребителям, как их механизмы можно использовать на внутренних и внешних рынках говорили законодатели, представители государства, Российско-британской торговой палаты и журналисты на организованном Комитетом по собственности. проходившем 12 октября в Государственной Думе «круглом столе» «Законодательные аспекты и правоприменительная практика использования в России и за рубежом институтов саморегулирования в целях повышения роли некоммерческих неправительственных организаций национального бизнес-сообщества при осуществлении мер по реализации внешней торговой политики страны».

 Саморегулирование при  осуществлении мер по реализации  внешней  торговой  политики  страныУчастники "круглого стола" - председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский, замдиректора Департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга России Сергей Шилов, начальник отдела услуг и инвестиций Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Российской Федерации Елена Алдакушкина, начальник отдела инвестиционного сотрудничества и содействия отечественным предпринимателям Департамента экономического сотрудничества МИДа России Владимир Байков, исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко, генеральный директор «Агентства поддержки экспорта и инвестиций» Сурен Варданян и пр. - обсудили возможности создания в России эффективной системы представления коллективных интересов национального бизнес-сообщества перед органами государственной власти и международными организациями, определяющими стандарты и правила организации внешнеторговой деятельности на зарубежных рынках.

Открывая мероприятие, Виктор Плескачевский отметил: "Одним из наиболее значимых результатов проводимой в нашей стране административной реформы явилось начало процесса перераспределения властных полномочий между государством и некоммерческими неправительственными организациями национального бизнес-сообщества. Более того, саморегулируемые организации участников рынка как институты со специальной правоспособностью являются неотъемлемой частью административной реформы. Без этих институтов эта реформа невозможна, поскольку её суть сводится к уменьшению и оптимизации государственных полномочий. Президент Дмитрий Медведев в одном из своих выступлений призвал передать СРО бизнеса все избыточные государственные функции. Еще в 2005 году в рамках работы Комиссии по административной реформе более 5000 функций, выполняемых на тот день российскими чиновниками, с точки зрения публичных обязательств власти являются избыточными. Эти полномочия - особенно в сфере контроля и надзора за деятельностью наших предпринимателей - могут быть переданы некоммерческим профессиональным объединениям этих же предпринимателей не только без ущерба для общественных интересов в плане качества и эффективности их исполнения, но с значительной выгодой для бюджетов всех уровней, являющейся следствием сокращения статей расходов на содержание избыточного аппарата чиновников. Вторым важнейшим итогом указанного перераспределения полномочий должен стать существенный антикоррупционный эффект, на получение которого направлен Президентская программа борьбы с коррупцией. Приведу лишь один наглядный пример. На сегодняшний день основными инструментами регулирования экспортно-импортных поставок продовольствия является квотирование и лицензирование. Коррупционная составляющая использования этого инструмента превышает все мыслимые пределы, потому что распределяют квоты и выдают бизнесу лицензии чиновники, т.е. люди, принадлежащие к разным «классам». К сожалению, среди «класса чиновников» есть такие люди, которые зарабатывают поборами с предпринимателей. Спрашивается, почему не передать эти функции самому бизнесу, исключив тем самым из этих отношений «чиновника» как класс, чтобы сами СРО предпринимателей самостоятельно распределяли эти квоты и лицензии между предприятиями по определяемыми ими критериям."

Директор по России Российско-британской торговой палаты Крис Гилберт поделился зарубежным, пониманием модели сотрудничества бизнеса и власти. На его взгляд "в идеале государство присутствует в экономике в самом низу - на стадии основания компаний, и на самом верху - при регулировании правил игры на рынке, а вот срединная часть - это место для саморегулируемых организаций бизнеса". Со стороны, как известно, всегда видно больше, и тут по мнению главы Российско- британской торговой палаты "система отношений бизнеса и власти в России пока не соответствует международным стандартам, однако движение вперед в этой области особенно заметно в последние годы". Елена Алдакушина согласилась, что в нашей стране пока недостаточно развито система взаимодействия бизнеса с властью, а Сергей Шилов в свою очередь подчеркнул, что возможностей для такого диалога больше, чем кажется на первый взгляд. В свою очередь Владимир Байков считает, что механизм поддержки интересов отечественных предпринимателей за рубежом достаточно эффективен и не нуждается в коренной перестройке.

Подводя итоги прошедшего мероприятия Виктор Плескачевский акцентировал внимание на еще одном важном аспекте: "Наша страна уже глубоко интегрирована в мировую экономику. Рано или поздно мы вступим в ВТО. Так почему не передать саморегулируемым организациям бизнеса функции контроля за деятельностью своих членов на внутреннем и внешнем рынках. Тогда СРО будет регулировать рынок и нести конкретную материальную ответственность за соблюдение требований международных стандартов качества, допуск на рынок качественной продукции и выходом на международный рынок сертифицированных товаров отечественных производителей. К сожалению, Россия находится только в самом начале этих радикальных преобразований. Хотя в странах с развитой экономикой значительная часть контрольных и правоустанавливающих функций передана саморегулируемым организациям бизнеса. При этом последние не толь ко активно участвуют в диалоге с органами государственной власти, но и оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую политику страны на международных рынках. Я надеюсь, что сегодня - в контексте передового европейского опыта - нам удастся хотя бы обозначить приоритеты направления наших совместных усилий по созданию в России эффективного механизма цивилизованного взаимодействия деловых саморегулируемых организаций бизнеса и органов государственной власти в сферах регулирования внутренней и внешнеэкономической деятельности."

В то же время, по словам Плескачевского, "российский закон о СРО, обобщил лучшую мировую практику в этой области. Он направлен на придание процессу саморегулирования эволюционного импульса к развитию во всех отраслях экономики. В развитых экономиках саморегулирование представляет собой процесс системного спора между институтами товаропроизводителей и потребителей. Государство не вмешивается, выступая арбитром лишь в самых сложных спорных случаях".

Пост-релиз Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
специально для информационного ресурса
«Все о саморегулировании в России» www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Национальное объединение строителей проведет круглый стол по защите компенсационных фондов СРО
18.12.2024

Национальное объединение строителей проведет круглый стол по защите компенсационных фондов СРО

20 декабря Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) организует онлайн-встречу в формате круглого стола на тему: "Защита средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства". Мероприятие пройдет в режиме видеоконференции.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн