Депутаты ГД обсудят поправки Минэка в закон о СРО
19 ноября депутаты Государственной думы обсудят способыреформирования института саморегулирования в контексте разработкиМинэкономразвития своей редакции Федерального закона «О саморегулируемыхорганизациях».
Сегодня Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственностии земельным отношениям проведет расширенное заседание на тему: «Оконцептуальных подходах к реформированию института саморегулирования в РФ вконтексте разработки Минэкономразвития России новой редакции ФЗ «О саморегулируемыхорганизациях». Прямая трансляция заседания будет доступна на сайте ГД в 16 часов 00минут по московскому времени.
Напомним, Минэк разработал законопроект «О внесенииизменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации» еще в 2015 году. Документопубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Поправкиполучили положительную Оценку регулирующего воздействия (ОРВ).
Согласно заключению ОРВ, совершенствование механизмовсаморегулирования необходимо для «формирования единой эффективнойобщегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачисаморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышениякачества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской ипрофессиональной деятельности».
Законопроект определяет правовые основы института саморегулированияв Российской Федерации, которые предусматривают в том числе:
- формирование общегосударственной моделисаморегулирования;
- повышение эффективности осуществлениягосударственного контроля (надзора) за СРО и усиление ответственностисаморегулируемых организаций в случае нарушения ими обязательных требований;
- усиление стимулов для создания и развитиясаморегулируемых организаций с добровольным участием.
Разработка проекта акта проведена в соответствии Концепциейсовершенствования механизмов саморегулирования (далее - Концепция),утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря2015 г. № 2776-р. Согласно Концепции, основные направления реформированиясистемы саморегулирования заключаются:
- в уточнении общеправовых основ институтасаморегулирования в Российской Федерации;
- в совершенствовании механизмов обеспеченияимущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями;
- в урегулировании вопросов деятельностинациональных объединений СРО;
- в совершенствовании стандартизации деятельностив системе СРО;
- в повышении эффективности осуществления контроляСРО
- за предпринимательской и профессиональной деятельностью членов;
- в разработке комплекса мер, направленных наусиление ответственности СРО в случае нарушения ими обязательных требований,совершенствование нормативного правового регулирования вопросовадминистративной ответственности за нарушения обязательных требований,выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) за СРО.
Министерство экономического развития, которое также провелооценку регулирующего воздействия на проект данного федерального закона, в своемзаключении отметило, что в настоящее время вне зависимости от отраслевойспецифики в большинстве сфер, с обязательным членством в СРО, наблюдается рядобъективных недостатков.
Среди недостатков функционирования отдельных элементовинститута саморегулирования, связанных с достижением целей Федерального закона №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», в Концепции выделяются следующие:
- низкая эффективность выполнения функции повыработке отраслевых стандартов деятельности, возложенной на институт СРО;
- неэффективность существующих механизмовобеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования передпотребителями;
- неразвитость практики работы с жалобами ивнесудебного урегулирования споров;
- низкая информированность потребителей товаров, работ,услуг о возможностях и преимуществах СРО;
- низкая эффективность контроля СРО за соблюдениемих членами установленных требований;
- низкая эффективность государственного контроля задеятельностью СРО и уровнем разработанности правовых механизмов ответственностиСРО.
В Минэке отметили, что в доработке нуждаются и моделисаморегулирования с обязательным членством. Законодательство в этих сферах должнобыть скорректированы с учетом актуализированных единых основ деятельности СРО иотраслевых особенностей. Для достижения поставленной цели авторы документа предлагаютрешить следующие задачи:
1) определить общие правовые основы институтасаморегулирования в Российской Федерации;
2) привести отраслевое законодательства о СРО в соответствиес общегосударственной моделью саморегулирования;
3) повысить эффективность осуществления государственногоконтроля (надзора) за СРО и усилить ответственность СРО в случае нарушения имиобязательных требований;
4) усилить стимулы для создания и развития СРО сдобровольным участием.
В ходе подготовки заключения ОРВ Минэкономразвития еще в мае2018 года провело дополнительные публичные консультации, по результатам которыхбыли получены замечания и предложения от Российского союза промышленников ипредпринимателей, Саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерскихконтор», Ассоциации конно-спортивных тотализаторов, Ассоциации «Национальноеобъединение строителей», Союза «Первая СРО Букмекеров», Союза страховщиковСанкт-Петербурга и Северо-Запада, Саморегулируемой организации аудиторов«Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и НОУ ДПО «ИПО».
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru