Эксперты обсудили рекламу табака и алкоголя. Отраслевая СРО готова сформировать единый подход
ФАС провела совместное заседание для экспертов по рекламе, а также табачному и алкогольному рынкам. В мероприятии принял участие Председатель правления СРО «Рекламный Совет» Сергей Пилатов. Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
В заседании, организованном ФАС, приняли участие эксперты по рекламе, по рынкам никотиносодержащей продукции и виноградных вин, а также представители комитета по подакцизным товарам «Опоры России» (общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства). Провел встречу начальник контрольно-финансового управления антимонопольного ведомства Владимир Мишеловин.
Совместное заседание
Участники встречи, организованной ФАС России, попытались определить границы, позволяющие отличить рекламу российского вина и никотиносодержащей продукции от простого информирования потребителя, у которого есть право на осознанный выбор. Как отметил Владимир Мишеловин, за одно совещание поставленный вопрос не решить. По его словам, это только начало важного разговора на уровне экспертов, которым предстоит определить, требуется ли менять отраслевое законодательство.
Отраслевые проблемы
Некоторые участники встречи отметили наличие острых вопросов, сложившихся на рынке никотиносодержащей продукции и инновационных устройств, предназначенных для потребления никотина. Об этом говорили председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов, председатель комитета подакцизных товаров «Опоры России» Сергей Слипченко, а также ряд предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса.
Особое внимание эксперты обратили на нелегальную торговлю никотиносодержащей продукцией. Торговля контрафактом приводит к тому, что ежегодно федеральный бюджет теряет суммы, превышающие годовой бюджет некоторых российских регионов. При этом нелегальные продажи являются одной из форм недобросовестной конкуренции.
Эксперты считают, что к нелегальной торговле приводят, помимо прочего, и излишние законодательные запреты. По мнению ряда спикеров, необходимо в сжатые сроки выработать меры, стимулирующие легализацию розничной продажи табачной и никотиносодержащей продукции. Предлагается определить роль законопослушного малого бизнеса в реализации данных товарных категорий. Здесь очень важно честное информирование потребителей о продукции, в том числе об использовании менее вредных для здоровья альтернативных способов потребления табака. Это нужно для того, чтобы не нарушались их права, подчеркнули участники заседания.
Запрет на рекламу табака
В январе вступили в силу поправки в закон «О рекламе». Изменения запретили рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, никотиносодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотиносодержащей продукции, кальянов.
Член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли Михаил Шведко считает, что государству не стоит «идти в лобовую атаку против привычек людей, пусть и вредных». Его позицию разделяет председатель комитета подакцизных товаров «Опоры России» Сергей Слипченко. По его мнению, сегодня отсутствуют четкие критерии, касающиеся запрета рекламы той же никотиносодержащей продукции.
«Здесь важна роль регулятора – Федеральной антимонопольной службы, необходимо формировать правоприменительную практику. Подакцизная продукция очень чувствительна к ограничительным мерам, нужны четкие критерии, что есть информация о товаре и что есть его реклама», – добавил Сергей Слипченко.
Также Сергей Слипченко презентовал план мероприятий по реализации Концепции противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции. Главная цель госполитики в этом направлении – поиск баланса между экономическими и социальными задачами.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ со своей стороны заметил, что если предложение ограничивают, а спрос по-прежнему есть, то создаются предпосылки для нелегальной торговли. Это касается и рынка табачной и никотинсодержащей продукции.
«У потребителей должна быть информация о новых продуктах, полная, правдивая, она не должна вводить в заблуждение», – сказал Петр Шелищ.
ФАС о последствиях ужесточения законодательства
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина сообщила, что после ужесточения законодательства к рекламе никотиносодержащей продукции ведомство рассмотрели около 10 дел о нарушении ФЗ «О рекламе». По ее словам, подходы к рекламе табака и никотиносодержащей продукции одинаковые, а различия в понятиях «информация» и «реклама» оговорены в законе о рекламе. Здесь главное, отметила спикер, цель распространения информации: если она направлена на привлечение внимания к товару, возбуждает к нему интерес, то это однозначно реклама.
Позиция СРО рекламщиков
По мнению Председателя правления СРО «Рекламный Совет» Сергея Пилатова, рекламная индустрия сейчас находится далеко не в самом лучшем состоянии. В этой связи расширение возможностей для продвижения отечественного вина отрасль восприняла позитивно. Что касается рекламы никотиносодержащей и алкогольной продукции, то, если имеются принципиальные расхождения в подходах к правоприменению, следовательно, нужны более четкие рекомендации для синхронного применения требований отдельных положения ФЗ «О рекламе».
«Здесь наша саморегулируемая организация Ассоциация «Рекламный Совет», в частности комитет рекламных практик, который занимается разработкой и адаптацией рекламных стандартов, может оказать вполне конкретную помощь», – подчеркнул Сергей Пилатов.
Потребности «винной» отрасли
Представители «винной» отрасли просят дать им возможность рекламировать вина, в том числе новые сорта, на законном основании не только в регионах, где их производят, как это имеет место сейчас.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru