Команда Зеленского не спешит с переходом на саморегулирование энергетической отрасли на Украине
Энергетический рынок Украины ещене готов к честному саморегулированию. Политикам предстоит побороться сотраслевыми монополистами, а введение института СРО на украинском рынкеэлектроэнергии может быть перенесено на два года. Об этом сообщили в командеПрезидента Украины Владимира Зеленского, отметив, что закон, который должен былс 1 июля ввести саморегулирование в энергетическую отрасль Украины, может невступить в силу.
Председатель Ассоциации потребителейэнергетики и коммунальных услуг, эксперт команды Владимира Зеленского АндрейГерус заявил,что введение конкурентного рынка электроэнергии, которое начнется в июле 2019года, необходимо перенести на 1-2 года, поскольку сейчас Украина не готова кнему.
«В апреле 2017 Верховная Радаприняла Закон Украины «О рынке электрической энергии», а 8 июня 2017 ПрезидентПорошенко подписал этот закон. Одним из важных элементов этого закона являетсялишение государством права регулировать тарифы производителей электрическойэнергии. Такая модель предполагает саморегулирование рынка с помощью механизмовконкуренции, спроса и предложения. Действительно, такие модели работают вомногих (хотя и не во всех) странах мира. На Украине такая модель, согласноупомянутому закону, должна заработать с 1 июля. Но на Украине есть ключевоерасхождение со странами, где такое вводилось. У нас нет конкуренции на рынке, аесть глубокая монополизация рынка. Следовательно, производители с 1 июля смогутвыставлять любые цены на электроэнергию, не встречая реальной конкуренции,которая может ограничивать рост цен. По разным оценкам, скачок цен с введениемтакого «либерализованного монопольного рынка» может составить 30% -60%», -говорится в обращении Андрея Геруса.
По словам эксперта,Антимонопольный Комитет Украины не имеет строгой позицию в отношенииэнергетических монополистов. Усилению позиций отдельных компаний способствуют барьеры,препятствующие выходу на рынок, закрытость рынка и небольшой объем конкуренции.
«В выводах Антимонопольногокомитета тогда утверждалось, что рыночная власть производителей электроэнергиине может быть реализована через техническое и ценовое государственноерегулирование (Министерство энергетики и НКРЕКП). Теперь логика реформы - с 1июля снять это регулирование, чтобы монополисты смогли полностью реализоватьсвою рыночную власть? Конечно, такая модель рынка имеет смысл, если на рынкесуществует настоящая конкуренция, присутствуют десятки участников, открытыйимпорт. И для создания конкуренции должна была быть проделана подготовительнаяработа государственными органами власти. Но что произошло в Украине запоследние годы?
Группа ДТЭК в августе 2017 приобрелаконтрольные пакеты акций 5 крупных энергетических компаний (Западэнерго,Днепроэнерго, Киевэнерго, Днепрооблэнерго, Донецкоблэнерго). Группа ДТЭК (сразрешения Антимонопольного комитета) купила контрольные пакеты акций еще двух компаний:Одессаоблэнерго и Киевоблэнерго. Добыча угля группы компаний ДТЭК увеличилась с 67% в 2013 году до доли более 80% в 2018году (то есть произошла дальнейшая монополизация рынка сырья для угольныхэлектростанций). В декабря 2017 года Антимонопольный комитет Украины выдалрекомендацию о необходимости открытия импорта электроэнергии, что может усилитьконкуренцию. Но к сожалению, произошел полный саботаж этой рекомендации, как состороны Министерства энергетики, так и со стороны НКРЕКП, а также и с стороныСовета Оптового рынка электроэнергии, которую возглавлял в то времяпредставитель группы ДТЭК. Цена электроэнергии на бирже в Венгрии в последниемесяцы была на 30% -60% ниже, чем тариф украинских угольных электростанций. Итакое открытие импорта привело бы к конкуренции и снижению цен. Стоит отметить,что электроэнергия - это не единственный товар на Украине, импорт которогополностью запрещен (не трудно догадаться в чьих интересах). Не произошлопривлечения западных инвесторов в украинскую энергетику, в частности, процессприватизации ПАО «Центрэнерго» был сорван.
Таким образом, не реализованы мерыпо усилению конкуренции, а наоборот произошла дальнейшая монополизация рынка.Две группы компаний на сегодня контролируют около 90% производстваэлектроэнергии. Еще около 5% рынка - это участники (ТЭЦ и «зеленые»), которыене будут участвовать в экономической конкуренции, потому что субсидируются за счетспециальных высоких тарифов. По данным АМКУ, показатель монополизации рынка(индекс Герфиндаля-Гиршмана) составлял 3957, а показатель более 2500свидетельствует о чрезвычайно высокой концентрации рынка (чрезвычайно низкуюконкуренцию)», - заявил Андрей Герус.
Украинский эксперт отметил, что кромепроблемы монополизации рынка, существует еще ряд других проблем. Высокий объемнеурегулированных долгов (более 36 млрд гривен), которые будут накапливаться ив будущем. Цены поднимаются, так как в них включен риск неоплаты потребителямиуслуг.
Еще одной проблемой экспертназвал высокий объем перекрестного субсидирования. Около 60 млрд гривен в годнебытовые потребители дополнительно оплачивают вместо бытовых потребителей. Согласнодействующему законодательству, такое перекрестное субсидирование будет ликвидированодо 01.07.2019.
«Но НКРЭКУ вместо того, чтобыотменить формулу Роттердам + и минимизировать перекрестное субсидирование,последние годы дополнительно поднимало тарифы. Если такие объемы обязательствбудут наложены на государственные компании, то те будут вынуждены продаватьсвою электроэнергию дороже. А частные компании в то же время будут зарабатыватьбольшую маржу», — считает эксперт.
Также Андрей Герус сообщил о неготовностисистем учета и ИТ-систем. По его словам, для эффективной работы такого сложногорынка должен быть работающий почасовой учет потребления электроэнергии инадежные ИТ-системы и биржевые механизмы. Ничего этого сегодня нет.
«Введение новой модели рынка приочевидной неготовности к ней приведет к огромному дисбалансу, скачку цен,кризису неплатежей. Также это может привести и к массовым отключениямэлектроэнергии, как это было в конце 90-х годов (тогда также был либерализованрынок, государство его почти не регулировало). Большая финансовая нагрузка,неплатежи, дисбаланс, большие размеры финансовых гарантий приведут к тому, чтона рынке останутся только некоторые крупные поставщики. Поэтому такое введениерынка будет способствовать не увеличению, а к уменьшению конкуренции нарозничном рынке электроэнергии.
Очевидно, что больше всего в этойситуации пострадают мелкие потребители, школы, больницы, детские сады,водоканалы, государственные шахты, коммунальные предприятия, малый и среднийбизнес, которые получат наивысшую цену электроэнергии. Выигрывают от такой псевдо-реформыукраинские олигархи, которые контролируют энергетические монополии. Они смогутвыставлять любые цены на свою электроэнергию, понимая, что альтернативы дляпокупателя не будет. Именно поэтому некоторые монополии и их «агенты влияния»так активно проталкивают идею новой модели рынка, называя его «конкурентнымрынком», таким образом, вводя общество в заблуждение», - подчеркнул АндреяГеруса.
К чему приводит самоустранениегосударства от регулирования монопольных рынков можно увидеть на примере рынкаугля, который в Украине полностью либерализован, но монополизирован.
«По данным издания Platts, вапреле цена угля в Роттердаме (CIF ARA) составляла около 50 долларов за тонну.В то же время биржевая цена угля на украинской энергетической бирже составлялаоколо 115 долларов за тонну. То есть больше, чем цена в Роттердаме, где угольвообще не добывается, а в цену уже включена стоимость доставки.
Именно так в реальности выглядятпоследствия монополизма, за которые платит вся украинская экономика и весьукраинский народ. И эта «рента» оплачивается в пользу владельцев монополий,усиливает олигархическую политическую систему и еще больше отдаляет Украину отцивилизованных и богатых европейских стран», - заявил Андрей Герус.
Эксперт обратился к международнымпартнерам с призывом вникнуть в детали происходящего. По его словам, под общимичертами реформы скрываются детали, которые полностью искажают идею и могутдискредитировать реформы на Украине.
«Призываем привлечь к анализуэтих процессов профессиональных специалистов по вопросам конкурентных рынков иантимонопольного регулирования, флорентийской школы регулирования с цельюполучения объективных выводов по реализации реформы энергетических рынков. Обращаемсяк правительству и Верховной Раде Украины о необходимости переноса введениятакого рынка (саморегулируемого рынка) минимум на 1-2 года. До момента созданиянеобходимой конкуренции и технической готовности рынка. Это тот случай, когда качествореформы важнее скорости. Неправильное введение реформы может повлечь тяжелые инеобратимые последствия. Также масштабные негативные последствия от этихзаконодательных изменений могут быть сознательно использованы в политическойборьбе, где, к сожалению, иногда действует логика «чем хуже, тем лучше», -резюмировал эксперт.
Мы продолжаем следить заразвитием института саморегулирования в мире. Напомним, что 8 мая Глава Комиссиипо торговле товарными фьючерсами (CFTC) Кристофер Джанкарло отметил, чтогосрегулятор должен иметь возможность анализировать данные о финансовых рынкахиз различных источников, не полагаясь на саморегулируемые организации. Ещеранее в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»состоялось совещание, на котором экспертызаявили, что деятельность сервисных служб в сфере медицины необходимокоординировать, а помочь этому может введение института СРО в отрасль.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru