1. Главная
  2. Статьи
  3. Минэкономразвития отчитывается о выполнении поручений Президента России
Статьи

196

Минэкономразвития отчитывается о выполнении поручений Президента России

 Минэкономразвития отчитывается о выполнении поручений Президента РоссииВладимир Путин подписал Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».
Разрабатывался и принимался этот закон во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в котором было поручено до 1 сентября 2012 года обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации, подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за неисполнение предусмотренных требований.
По своей сути существенных новшеств в раскрытии информации саморегулируемыми организациями не добавил, но в тоже время привел к единому порядку раскрытия информации всеми саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов вне зависимости от отрасли предпринимательской или профессиональной деятельности. Единственным форматом такого раскрытия определено обязательное наличие сайта в сети Интернет.
Однако необходимо все же рассказать о некоторых их них. Так первой новеллой является законодательное установление такого понятия как внутренние документы саморегулируемой организации. К таким документам относят в частности: документы, устанавливающие порядок осуществления контроля за членами саморегулируемой организации, порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, положения о раскрытии информации, о порядке размещения средств компенсационного фонда, о членстве в саморегулируемой организации, а также иные документы, обязательность принятия которых установлена в соответствии с законами, регулирующими предпринимательскую или профессиональную деятельность.
При этом необходимо отметить, что этим законом так и не решен вопрос к какому типу (виду) документов отнести иные документы, отличные от стандартов и правил, внутренних документов саморегулируемой организации, например документ о поощрениях (награждениях) членов саморегулируемой организации, документы о проведении различных программ в рамках некоммерческой организации и т.д.
Следующей новеллой является уточнение состава информации о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Теперь помимо фамилии, имени и отчества физических лиц, входящих в состав постоянно действующего коллегиального органа управления, в том числе и для независимых членов, подлежит обязательному указанию на сайте саморегулируемой организации наименование штатных должностей и название организаций, где члены постоянно действующего коллегиального органа работают.
Сохранилось требование о размещении решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Однако в изменениях не определяется в каком виде такие решения должны быть размещены, толи в виде текстового сообщения, толи в виде протокола заседания собрания соответствующего органа управления, который в соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ, является единственной формой закрепления решений собраний.
Интересным и непонятным новшеством является установление обязанности размещения на сайте саморегулируемой организации аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности при условии его наличия. Такая оговорка нивелирует необходимость проведения аудиторской проверки деятельности саморегулируемой организации и получение заключения аудиторской проверки, которое определено частью 4 статьи 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».
Деловая практика нашла также отражение в нормах закона. Так, теперь законодательно предписано указывать полное и при наличии сокращенное наименование саморегулируемой организации, место ее нахождения, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, полные и при наличии сокращенные наименования некоммерческих организаций, членом которых является саморегулируемая организация, места их нахождения, номера контактных телефонов и адреса электронной почты. Большинство саморегулируемых организаций до установления такой нормы все эти сведения размещали, так как такие сведения способствуют определению репутации саморегулируемой организации.
Законодатель определил конкретные сроки размещения информации на сайте. Например, информация после получения статуса СРО должна появиться на сайте в течение 10 рабочих дней. По сути, дается 2 календарные надели на приобретение доменного имени, разработку типового сайта саморегулируемой организации, заключение и оплату хостинга, и размещение необходимой информации на сайте. Все последующие изменения размещаются в течение пяти рабочих дней с даты наступления соответствующего события, повлекшего изменения информации. Однако такой пятидневный срок действует в отношении только тех саморегулируемых организаций, если иными законами не определен другой срок размещения информации. Положительным в законопроекте нужно отметить определение единого срока размещения информации о составе средств компенсационного фонда - ежеквартально не позднее чем в течение пяти рабочих дней с начала очередного квартала.
Впервые законодательно определено понятие реестра членов саморегулируемой организации – это информационный ресурс, соответствующий требованиям федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации. При этом права члена саморегулируемой организации возникают с момента внесения сведений о члене в реестр членов саморегулируемой организации. Такое определение увязывается с приобретением субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности специальной правоспособности для целей осуществления экономической деятельности, определенной Гражданским кодексом Российской Федерации.
Реестр членов саморегулируемой организации подвергся определенной корректировке. Теперь добавился регистрационный номер члена саморегулируемой организации, дата его регистрации в реестре. Подробно сформулированы сведения, позволяющие идентифицировать члена саморегулируемой организации в отношении каждого члена саморегулируемой организации: юридического лица, индивидуального предпринимателя и физического лица. Реестр дополнился сведениями о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации. Однако такая формулировка не дает полного ответа, в каком виде должны отражаться такие сведения, толи будет записываться одной фразой «соответствует», толи будут расписываться в полном объеме все требования, предъявляемые к уровню образования, кадровому составу, имуществу членов, а также опыту осуществления той или иной деятельности. Необходимо тут обратить внимание на то, что при размещении сведений о соответствии члена требованиям могут возникнуть проблемы с размещением и распространением, таким образом, персональных данных физических лиц, а также коммерческой информацией юридических лиц.
Нововведениями для содержания реестра членов СРО также стало наличие в нем информации о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации, о размере взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок члена саморегулируемой организации и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий. Вся эта информация имеется в наличии у саморегулируемых организаций, и при грамотном подходе в построении соответствующего функционала при заполнении реестра членов затруднений у саморегулируемых организаций возникнуть не должно. Преимуществом при ведении реестра членов саморегулируемой организации непременно станет введение в саморегулируемой организации полного электронного документооборота.
Требование о включении в состав сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, сведений о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, применяется саморегулируемой организацией в отношении лиц, прекративших свое членство в ней после дня вступления в силу федерального закона, то есть после 5 декабря 2013 года. При этом сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации до этой даты могут включаться в реестр членов саморегулируемой организации при наличии этих сведений.
Остается надеяться, что Министерство экономического развития Российской Федерации, являясь органом исполнительной власти, уполномоченным на установление требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, в подзаконном акте постарается решить выше обозначенные проблемы.
Профессиональное и предпринимательское саморегулируемое сообщество принимало активное участие в работе над принятым законом – неоднократно давало свои заключения, предлагало формулировки отдельных норм и т.д. Можно сказать, что такую работу мы проделали не зря. Удалось убедить исключить как необоснованное требование занесения в реестр членов саморегулируемой организации данных о бухгалтере юридического лица, учтены предложения о нарушении членами СРО законодательства, в части корректировки состава правонарушений, и другие. Также в итоге оказался снижен размер административных штрафов за нарушения требований закона в части раскрытия информации.
Вместе с тем некоторые, на наш взгляд, конструктивные предложения сообщества не были восприняты, например:
- о дополнении оснований обращения государственного органа в суд с требованием об исключении сведений о СРО из государственного реестра в случаях нарушений три и более раз в течение одного года требований к СРО в части информационной открытости.
- не введен и не раскрыт принцип информационной открытости, который должен заключаться в размещении информации саморегулируемой организации по уникальному адресу страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в обеспечении беспрепятственного и постоянного доступа к размещенной информации неограниченному кругу лиц без каких-либо препятствий;
- подробное регулирование порядка и способов размещения информации передано федеральному органу исполнительной власти, устанавливающего подобные требования для органов исполнительной власти.
Сообщество, понимая, что в законе невозможно предусмотреть все нюансы требований к размещению информации, настаивало на передаче права устанавливать такой порядок национальным объединениям СРО в лице их высших органов управления в форме стандарта раскрытия информации. Стандарт, по своей сути, более гибок и восприимчив к необходимым изменениям. Он более близок к системе саморегулирования, чем нормативный акт органа государственной власти.
Профессиональное сообщество, несмотря на принятие закона об информационной открытости СРО, продолжит диалог с органами государственной власти и Государственной Думой о внедрении предложений сообщества, как на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, так и на других площадках.
Вопрос информационной открытости – это вопрос доверия потребителей к рынку в целом и к отдельному его участнику. Считают обычно не по первому, а по отстающему. Поэтому профессиональное сообщество и рекомендовало законодателям установить в базовом законе определенный минимальный необходимо достаточный уровень требований к раскрытию информации, который будет понятным, стандартным и обязательным для любой отрасли или сферы предпринимательской или профессиональной деятельности. А все остальные сутевые вещи должны передаваться в работу национальным объединениям, которые, исходя из своих профессиональных особенностей, разработают отраслевые специфические стандарты раскрытия информации. К сожалению, в этой части рекомендации профессионального сообщества учтены не были, хотя, согласитесь, вместить в один закон специфику саморегулируемых организаций 60 отраслей экономики просто невозможно. Представляется логичным, чтобы информационная открытость саморегулируемых организаций и их членов работала как репутационное соперничество в системе саморегулирования.
Особо хотелось бы отметить переходный период для вступления Федерального закона в действие для саморегулируемых организаций.
Для саморегулируемых организаций нормы закона в части статей 7 и 7.1. Федерального закона «О саморегулируемых организациях» начинают действовать с пятого декабря 2013 года. В этот период Министерство экономического развития Российской Федерации обязано разработать и утвердить требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами СРО. Логично предположить, что если нормативный правовой акт Министерства экономического развития Российской Федерации не вступит в силу в срок до 5 декабря 2012 года, то и применить нормы нового закона тоже будет практически не возможно. С момента вступления в силу акта федерального министерства все саморегулируемые организации в течение 90 календарных дней обязаны будут привести информацию на своих сайтах в соответствии с принятыми требованиями.
Административная ответственность, установленная статьей 2, будет применяться только после 7 июня 2014 года.

Ответственный секретарь Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Роман Ковнер
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн