Разбираем поправки к закону о СРО: Имущественная ответственность
В поправках к Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» содержатся предложения изменить способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации. Мы попросили эксперта прокомментировать нововведения.
Рекомендуем также ознакомиться с предыдущими материалами, в которых подробно разобрали другие подготовленные Минэкономразвития поправки в базовый 315-й закон. До этого были проанализированы изменения в статьи о контроле саморегулируемых организаций за своими членами, дисциплинарном воздействии на них, административной ответственности некоммерческих ассоциаций, нацобъединений, стандартов и внутренних документов СРО.
Имущественная ответственность членов СРО
Статьей 13 поправок в ФЗ «О СРО» предлагаются изменения способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Так, обязательным условием является формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации, который применяется в качестве солидарной ответственности СРО за деятельность своих членов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга. Вместе с тем в соответствии со статьей 325 ГК исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. А статьей 324 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на возражения должника (саморегулируемой организации), основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых данный должник не участвует. Таким образом, требование о возмещении причиненного вреда (ущерба) всегда будет предъявляться к саморегулируемым организациям, как к имеющим достаточное количество денежных средств для возмещения указанного вреда (ущерба).
Предлагаемое изменение солидарного обязательства саморегулируемой организации при условии применения дополнительного способа имущественной ответственности в виде личного или коллективного страхования на субсидиарное обязательство путем обращения взыскания сначала на страхование ответственности не выдерживает правовой конструкции и, как следствие, изменение на субсидиарную ответственность не будет происходить. То есть страхование ответственности становится бессмысленным и будет нести только дополнительную необоснованную финансовую нагрузку на членов саморегулируемых организаций.
Возможность размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций через профессиональные управляющие компании предусмотрена статьей 13 проекта федерального закона. При этом установлено, что контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.
Опыт саморегулируемых организаций в других отраслях, разместивших средства компенсационных фондов в доверительное управление, показывает, что такое размещение не только не способствует приумножению средств, а часто приводит к их уменьшению.
Управляющие организации (далее – УО) не готовы сотрудничать на условиях, предъявляемых законодательством, что выражается в следующем:
- УО не предоставляют каких-либо гарантий по сохранности передаваемых средств компенсационного фонда;
- УО отказываются направлять средства из дохода от размещения компенсационного фонда в погашение расходов, связанных с затратами на его инвестирование. В этой ситуации саморегулируемая организация вынуждена использовать для уплаты налогов на полученный доход средства от членских взносов, что существенным образом влияет на их размер;
- зачастую в договоры с УО закладываются условия одностороннего расторжения договоров доверительного управления выгодные только для УО. Таким образом, УО может расторгнуть заключенный с саморегулируемой организацией договор доверительного управления в любое время по своему усмотрению.
Также следует отметить, что при расчете налога на доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, саморегулируемая организация сталкивается с рядом проблем. Так, в силу статьи 276 Налогового кодекса Российской Федерации доходы учредителя управления (выгодоприобретателя) в рамках доверительного управления имуществом включаются в состав выручки саморегулируемой организации, расходы, связанные с осуществлением договора, признаются расходами учредителя управления саморегулируемой организации. То есть учредитель (СРО) доверительного управления имуществом несет ответственность по формированию налоговой базы в результате осуществления предпринимательской деятельности УО. Исходя из этого, саморегулируемая организация несет в полном объеме риски налоговой ответственности, не являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Необходимо также отметить, что в случае банкротства профессиональных управляющих компаний не решается проблема возвратности средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций.
Размещение средств компфондов СРО путем учреждения доверительного управления и передачи денежных средств в УО не только не защищает компенсационные фонды саморегулируемых организаций, но и создает дополнительные риски недобросовестного поведения как саморегулируемыми организациями, так и УО при размещении и инвестировании средств компенсационных фондов.
Также вызывает сомнение необходимость размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, поступивших в Национальные объединения саморегулируемых организаций, в порядке, предусмотренном законом, с использованием договоров доверительного управления, заключенных с управляющими организациями.
Необходимо отметить, что средства компенсационных фондов саморегулируемой организации не входят в состав бюджетных средств, поэтому отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации установление требований к их размещению и (или) инвестированию будет противоречить Федеральному конституционному закону от 17.12.1997
№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Частью 3 рассматриваемой статьи определяется, что специальная правоспособность члена саморегулируемой организации возникает не ранее момента уплаты взноса в компенсационный фонд в полном объеме. Однако данная норма противоречит части 2 статьи 7.1 Федерального закона, где лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемой организации.
Непонятно и необоснованно установление срока в 45 рабочих дней с даты предъявления требования о выплате из компенсационного фонда саморегулируемой организации при наличии вступившего в законную силу решения суда.
В статьях 13 и 13.1 используется термин «личное страхование». В соответствии со статьей 934 Гражданского кодекса России под личным страхованием понимается страхование в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). В тоже время статьей 931 ГК РФ предусматривается страхование ответственности за причинение вреда.
Статьей 13.1 предписывается, что договор страхования ответственности заключается членом саморегулируемой организации. Непонятно каким образом будет выполняться данная норма при заключении СРО договора коллективного страхования ответственности членов партнерств.
В случае ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации и (или) исключения сведений о такой некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО имущество, составляющее компенсационный фонд такой организации, подлежит передаче национальному объединению, членом которого является партнерство. В случае отсутствия нацобъединения имущество, составляющее компенсационный фонд такой саморегулируемой организации, подлежит передаче в депозит нотариуса. При этом в соответствии с частью 5 проектируемой статьи 32 по истечении трехлетнего срока лица, являвшиеся членами саморегулируемой организации на момент принятия решения об исключении из государственного реестра сведений о СРО и передаче компфонда в национальное объединение, и уплатившие взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, вправе обратиться в суд с требованием о возврате части средств пропорционально размеру уплаченного взноса в комфонд СРО.
В тоже время такого права не имеют члены саморегулируемых организаций, которые не являлись членами национального объединения СРО. Следовательно, по истечении указанного трехлетнего периода неиспользованные средства компенсационного фонда, хранящиеся на депозите нотариуса, переходят в собственность нотариуса.
От редакции. Завтра будет опубликован заключительный материал серии, посвященной основному закону саморегулирования.
Напомним, на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов продолжается общественное обсуждение проекта поправок к 315-му ФЗ. Завершится прием предложений и замечаний 10 июля 2015 года.
Как мы писали ранее, портал находится в стадии обновления и не всегда работает корректно. Внести свои правки в проект закона «О СРО» можно через разработчиков. В паспорте проекта ответственным за прием предложений сотрудником Минэкономразвития России числится Хасилев Владимир Андреевич. Замечания можно присылать на электронный адрес: KhasilevVA @economy.gov.ru. Телефон сотрудника: (495) 650-87-00, добавочный 0958.
Совет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности предложил взять на себя обязательства по доведению каждого присланного ему письма в адрес Минэкономразвития России и обеспечения его рассмотрения в рамках оценки регулирующего воздействия. Присылать поправки можно по адресу электронной почты sovetsrotpprf @mail.ru.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru