Реформы останавливать нельзя, стратегические цели должны быть достигнуты
Правовая реформа развития саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства в 2016 г. была направлена на борьбу с коммерциализацией выдачи свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. К 2018 г. мы пришли к коммерциализации включения специалистов в Национальный реестр специалистов в области строительства и Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Интернет полон предложениями типа: «Срочное внесение «под ключ» в НОСТРОЙ, НОПРИЗ за 24 часа», «Акция! 2-й специалист со скидкой 50%», «Предоставление проверенных специалистов НРС (согласно требованиям ФЗ № 372) и сертификат ISO в подарок. Вы получите сразу 3 сертификата качества бесплатно», «Аттестация Ростехнадзора», «Предоставим или внесем Ваших специалистов в реестр НОСТРОЙ и НОПРИЗ», «При необходимости предоставим специалистов для вступления. Являемся аккредитованными операторами НОСТРОЙ/НОПРИЗ». В Интернете также можно найти информацию о возможности быстрого приобретения лицензий МЧС, ФСБ, Минкультуры, свидетельств о повышении квалификации.
Реформа, начатая Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», не только не приблизила нас к достижению стратегических целей приоритетного развития саморегулируемых организаций в экономике, установленных Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах», но даже отдалила.
С введением в действие в 1995 г. Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» развитие саморегулируемых организаций стало правовым средством в экономике Российской Федерации. 23 года бюрократия ограничивает деятельность саморегулируемых организаций, изобретая преднамеренно или по незнанию азов государственного регулирования нормы права, противоречащие основам конституционного строя.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым была отменена коррупционная система лицензирования, ускорил развитие саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства.
В 2010 г. Министр регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргин дал высокую оценку достижений в развитии саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства: «Переход строительной отрасли к саморегулированию – это свершившийся факт. Уже ощутили первые положительные результаты саморегулирования: отрасль избавилась от десятков тысяч фирм-однодневок, паразитировавших на несовершенстве законодательства… Институт СРО (саморегулируемых организаций) заработал в полном объеме, обеспечил адекватную обратную связь с отраслью. Сегодня в отрасли создана самая развитая система саморегулируемых организаций среди всех отраслей народного хозяйства. Для нас СРО стали платформой, на которой мы совместно отрабатываем внедрение новых нормативных и технических решений…».
Саморегулируемые организации в сферах инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры заняли ведущее место среди саморегулируемых организаций с обязательным членством. По состоянию на 01.01.2016 г. на их долю приходилось 84% саморегулируемых организаций.
После создания в 2013 г. Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на фоне неудач в развитии жилищного хозяйства руководство Минстроя России начало системно и успешно внедрять в общественное сознание мысли о неэффективности развития саморегулируемых организаций.
Так, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М. Мень в интервью 16.11.2016 г.телеканалу «Дождь» на вопрос журналиста «Вы много говорите о том, что строительство это всегда локомотив экономики, но все мы знаем, что строители сейчас себя чувствуют, мягко говоря, очень плохо, подрядчики банкротятся пачками. Цифры есть: в два, в три раза увеличилось количество банкротств. Что вы делаете, чтобы их спасти?» ответил: «Мы большую реформу саморегулирования проводим. Саморегуляторы стали друг другу продавать допуски на строительство». Ответ, по сути, уход от заданного вопроса. Саморегулируемые организации в соответствии с нормами Градостроительный кодекс РФ осуществляют деятельность по предупреждению причинения вреда при выполнении работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, и не продают допуски друг другу. Содержание ответа направлено на формирование в массовом сознании того, что саморегулирование приводит к банкротству и неэффективному государственному регулированию.
В интервью М. Меня «Большой Москве» 28.07.2016 г. на вопрос «Вы часто критиковали систему СРО в строительстве, указывали на ее несовершенство. Закон, который принят также в июле, сможет изменить ситуацию?» ответил: «Большинство строителей не понимают целесообразности взносов в компенсационные фонды саморегулируемых организаций». Министр, конечно, был прав: формирование компенсационных фондов не легитимно, противоречит основам конституционного строя и не эффективно. С 2009 г. по 2016 г. из общей массы средств компенсационных фондов только 0,03% было направлено на возмещение причинения вреда. Страхование гражданской ответственности решало все вопросы по возмещению причиненного вреда. За этот же период размер страховых выплат составил 0,05% к объемам страховых сумм по договорам страхования, которые в 3,7 раза превысили размер средств в компенсационные фонды.
Минстрой России – орган государственной власти, ответственный за нормотворчество. Он должен был внести изменения в действующее законодательство с целью его совершенствования. Формирование компенсационных фондов – излишнее обременение предпринимателей, результат неэффективных императивных норм, противоречит основам конституционного строя, Федеральным законам «О безопасности», «О противодействии коррупции».
В интервью Министра выдвигались обвинения в адрес саморегулируемых организаций, подрывающие деловую репутацию саморегулируемых организаций, их восприятие в обществе, в органах государственной власти (более подробно об этом описано в книге Ю.И. Мхитаряна «Правовые аспекты саморегулирования и повышение эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке»).
Предпринимательское, профессиональное, экспертное сообщество постоянно обращало внимание органов власти на необходимость совершенствования законодательства, но надлежащие изменения в действующие нормы федерального законодательства для создания необходимых условий развития саморегулируемых организаций не были внесены. Реформа 2016 г. привела к созданию вместо одного двух компенсационных фондов и в среднем в 2,5 раза увеличила изъятие средств из предпринимательского оборота.
Саморегулируемые организации – субъекты социального предпринимательства, некоммерческие организации в организационно-правовой форме – ассоциации (союзы), предоставляют социальные услуги не только своим членам, но и обществу. Саморегулируемые организации в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства зданий, сооружений во всех отраслях и сегментах экономики представляют и защищают интересы своих членов, третьих лиц, общества, проводят целенаправленную политику по предупреждению причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства.
Развитие саморегулируемых организаций – социальный процесс, востребованный для регулирования предпринимательских отношений, упорядочения деятельности организаций в различных отраслях, сегментах экономики. На его развитие оказывают влияние различные факторы: коррупция, недостаточно эффективная деятельность органов государственного управления, вмешательство органов государственного управления в деятельность саморегулируемых организаций, избыточные административные ограничения, избыточная коммерциализация общественных отношений, недостаточная правовая, экономическая грамотность должностных лиц, отсутствие защиты деятельности саморегулируемых организаций со стороны национальных объединений и органов государственной власти, противоречие действующих норм Градостроительного кодекса РФ основополагающим нормам Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О безопасности», стратегическим документам планирования, принятым в Российской Федерации, низкая ответственность органов государственного управления (должностных лиц) за действующие и разрабатываемые нормы права и т.д.
Вместе с тем развитию саморегулируемых организаций уделяется постоянное внимание в стратегических документах планирования Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» поставлены задачи, в том числе перед саморегулируемыми организациями, обеспечения равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, внедрения риск-ориентированного подхода деятельности органов госуправления, совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики, расширения возможности участия саморегулируемых организаций в работе совещательных органов, использования механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по выявлению актов и действий, направленных на ограничение конкуренции, проведения оценки конкуренции в Российской Федерации и эффективности государственной политики по развитию конкуренции, формирования общественного мнения, взаимодействия со средствами массовой информации в распространении информации о реализации государственной политики по развитию конкуренции.
Майские указы Президента Российской Федерации ознаменовали новый этап развития национальной экономики и государственной политики по ее регулированию. Перед саморегулируемыми организациями государственная власть ставит важные задачи, но политика национальных объединений и отдельных органов государственной власти, в частности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, не способствует их решению.
Реформа 2016 г. (Федеральный закон № 372-ФЗ) не обеспечила достижение стратегических целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации в 2003 г., не соответствует поставленным майскими указами 2018 г. Президента Российской Федерации стратегическим целям развития российской экономики. Действующие нормы права не обеспечили реализацию стратегических целей, не соответствуют проводимой государственной политике, представляют угрозу обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Для решения поставленной задачи, обеспечения приоритетного развития саморегулируемых организаций необходимо предпринять следующие шаги:
- национальные объединения должны формироваться не на основе императивной нормы, принуждающей к объединению, а на основе свободного волеизъявления;
- деятельность саморегулируемых организаций должна регламентироваться не императивными, а диспозитивными нормами на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации и основ Конституции Российской Федерации;
- саморегулируемые организации должны получить, как этого и требует организационно-правовая форма ассоциации (союза), свободу организации своей деятельности на основе решений Общего собрания;
- органы государственной власти должны не вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, а содействовать их развитию, между саморегулируемыми организациями и органами государственной власти должны быть установлены партнерские отношения.
Внедрение данных положений позволит приступить к реализации стратегической цели – обеспечение приоритетного развития саморегулирования в экономике Российской Федерации.
Доктор экономических наук,
Председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Федерация содействия развитию саморегулирования и обеспечению безопасности и качества работ в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства»,
академик Международной академии информатизации
Юрий Мхитарян
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru