1. Главная
  2. Статьи
  3. Ростехнадзор толкает СРО на незаконные поборы со строителей
Статьи

221

Ростехнадзор толкает СРО на незаконные поборы со строителей

 Ростехнадзор толкает СРО на незаконные поборы со строителейСчитают обратившиеся к генпрокурору РФ руководители саморегулируемых организаций строителей, обеспокоенные требованием сотрудников Ростехнадзора, - пополнить утраченные компфонды за всех членов, выбывших за все время существования СРО. Всех саморегуляторов, кто не справиться с этой задачей, обещают исключить изгосреестра.

В редакцию портала пришло открытое письмо от инициативной группы строительных СРО к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. Авторы послания возмущены недавним требованием Ростехнадзора - пополнить компфонды СРО, потерянные в банках с отозванной лицензией, до их исходного размера с учетом всех выбывших членов с момента получения саморегулируемой организацией своего статуса. Причем, те СРО, которые до 1 июля 2017 года не справятся с этой задачей, Ростехнадзор пообещал с 1 октября 2017 года исключить из госреестра во внесудебном порядке. По мнению авторов письма, такие действия надзорного органа противоречат действующему законодательству и могут привести к необоснованным поборам со строителей и ликвидации многих СРО.

«Уважаемый Юрий Яковлевич! Обращаемся к Вам в целях принятия органами прокуратуры мер по вынесению предостережения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

1 и 9 февраля 2017 года Ростехнадзор проводил официальный семинар (см. письмо Ростехнадзора от 28.12.2016 г. №09-01-04/10229) на базе ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» для саморегулируемых организаций строительного комплекса Российской Федерации (имеются аудиозаписи этих мероприятий). Во время этих семинаров сотрудники Ростехнадзора прямо указали на то, что после 1 октября 2017 года во внесудебном порядке будут исключать из Государственного реестра саморегулируемых организаций те их них, которые не восстановили до 1 июля 2017 года свои компенсационные фонды, размещенные в кредитных организациях, у которых впоследствии были отозваны лицензии, до размера с учетом всех выбывших членов с момента получения СРО статуса.

Таким образом, по мнению Ростехнадзора, действующие члены СРО должны не только восстановить средства компенсационного фонда за себя, но и за всех выбывших членов более чем за семь лет существования СРО. Указанные требования Ростехнадзора, а также его заявления о предстоящих исключениях СРО из Государственного реестра, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно части 9 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ СРО, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГСК РФ), на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда СРО в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 ГСК РФ. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГСК РФ, в указанный срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 ГСК РФ. Анализ статьи 55.4 и статьи 55.16 ГСК РФ позволяет сделать вывод о том, что компенсационные фонды формируются членами СРО как сумма взносов членов в зависимости от выбранного уровня ответственности каждого члена.

Согласно части 10 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ размеры компенсационного фонда возмещения вреда (КФ ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО) определяются СРО на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами СРО и членами СРО, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими СРО за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации. При этом согласно части 11 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ в пятидневный срок с даты получения соответствующего уведомления и расчета член СРО при необходимости обязан внести дополнительно взносы в компенсационные фонды такой СРО, указанные в данном уведомлении.

Эти нормы последовательно взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Таким образом, речь идет о том, что формирование КФ ВВ и КФ ОДО происходит с учетом ранее сформированного компенсационного фонда в СРО, т.е. эти средства могут использоваться при формировании КФ ВВ и КФ ОДО, а доплаты члены СРО производят только при необходимости до уровня, установленного частями 10, 11, 12 и 13 статьи 55.16 ГСК РФ. Указанными нормами не предусмотрено внесение взносов действующими членами СРО за членов, утративших членство в СРО, а также требований о восстановлении средств компенсационных фондов до размера компенсационного фонда, сформированного с момента создания СРО.

Утрата средств компенсационного фонда СРО в кредитных организациях, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами), и порядок восстановления таких средств компенсационных фондов не имеют специального правового регулирования в статье 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ. Поэтому любые ссылки Ростехнадзора в этой части на статью 3.3 закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ являются некорректными с правовой точки зрения.

Вместе с тем, существует общая норма о порядке восстановления средств компенсационного фонда вне зависимости от причин его утраты. Так, согласно части 6 статьи 55.16 ГСК РФ при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, лица, указанные в частях 7 – 9 настоящей статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами СРО исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.

Следует отметить, что вопросы формирования имущества, в том числе денежных средств, имеющих особый правовой режим, - это вопросы, прежде всего, гражданско-правового характера и правоотношения по формированию, сохранению, расходованию и восстановлению компенсационных фондов СРО должны охватываться в том числе нормами гражданского права.

Согласно п.1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поэтому порядок восстановления компенсационного фонда, утраченного вследствие несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в которой он был размещен, должен быть аналогичным порядку при любом другом уменьшении компенсационного фонда ниже установленного уровня. В настоящее время это совокупность взносов каждого действующего члена СРО в зависимости от уровня ответственности на момент восстановления (см. части 6-9 статьи 55.16 ГСК РФ). За выбывших членов компенсационный фонд восстанавливаться не должен. Такого требования нет ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации. Требования Ростехнадзора в указанной части являются незаконными.

Поэтому своей неправомерной позицией Ростехнадзор толкает СРО и их членов на принятие необоснованных и незаконных решений о восстановлении средств КФ, сформированных ранее, в том числе с учетом выбывших членов, и в том случае, когда конкурсное производство в отношении кредитных организаций – банкротов ещё не окончено, т.е. отсутствуют правовые основания для признания средств КФ утраченными и его восстановления (повторного формирования).

В настоящее время существует значительное количество кредитных организаций, которые лишены лицензий на осуществление банковских операций Банка России и находятся в процедуре банкротства. При этом средства компенсационных фондов СРО, размещенные в форме вкладов в таких кредитных организациях, устанавливаются временными администрациями и конкурсными управляющими и включаются в реестр требований кредиторов соответствующего банка. Далее эти средства должны возвращаться в СРО в процессе осуществления банкротных процедур конкурсного производства до его завершения согласно статье 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ч.1 ст.149 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Согласно ч.3 ст.149 указанного Закона определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Согласно ч. 4 ст.149 указанного Закона с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Таким образом, только с момента вступления определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства непогашенная задолженность банка перед клиентами списывается, и только с этого момента можно утверждать то, что определенная часть средств компенсационного фонда СРО утрачена и подлежит восстановлению. Подобная позиция подтверждается письмом Минрегиона России от 03.08.2012 г. №20320-ДБ/08, а также судебной практикой арбитражного судопроизводства.

Также следует отметить, что согласно части 1 статьи 55.16-1 ГСК РФ средства КФ ВВ и КФ ОДО размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Данное требование введено только с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ. Вместе с тем, СРО, разместившие ранее средства КФ в банках, признанных в последующем банкротами, не имеют возможности разместить указанные средства на специальных счетах при отсутствии своей вины и вследствие проведения процедур, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

С правовой точки зрения, к таким СРО не должны применяться административные и прочие санкции, в том числе исключение из Государственного реестра саморегулируемых организации, так как в административном праве юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, только если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (см., например, ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Если предположить, что Ростехнадзор будет выполнять заявленные им официальные требования, то после 1 октября 2017 года из Государственного реестра саморегулируемых организаций во внесудебном порядке в кротчайшие сроки будет исключено более сотни СРО. И это безусловно будет иметь общероссийский политический резонанс и негативные экономические последствия. Поскольку без членства в СРО и права выполнять свою деятельность окажется несколько тысяч изыскательских, проектных и строительных компаний, что в свою очередь, скажется и на исполнении ими взятых на себя социальных и экономических обязательств, в том числе перед государственными заказчиками подрядных работ.

В связи с этим просим вынести в отношении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предостережение о недопустимости нарушения закона и, соответственно, прав саморегулируемых организаций, указав на необходимость воздерживаться от незаконных требований о восстановлении средств компенсационных фондов, утраченных в банках, признанных несостоятельными (банкротами), членами СРО в том числе за выбывших членов, а также с учетом начисленных процентов по таким вкладам за весь предшествующий период.

Инициативная группа строительных СРО».

***

Поскольку требования, возмутившие саморегуляторов, прозвучали 1 и 9 февраля 2017 года в ходе семинаров, которые проводили сотрудники Ростехнадзора, на наш взгляд, пока еще не совсем ясно, насколько они соответствуют официальной позиции надзорного ведомства. Поэтому наш портал просит руководство Ростехнадзора прислать нам разъяснения по этому вопросу, которые мы охотно опубликуем.

Заметим также, что редакция портала далеко не во всем согласна с мнением авторов письма. Например, нам вполне очевидна вина ряда руководителей СРО в размещении средств компфондов в небольших и заведомо ненадежных банках. Впрочем, вызвавшие возмущение саморегуляторов требования Ростехнадзора фактически заставляют заплатить за потери не самих виновников, а строителей, что вряд ли можно считать справедливым. Мы также считаем, что открытая дискуссия по этой проблемы может быть полезна для дальнейшего развития саморегулирования.

Владимир Брюков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн