СРО «Рекламный совет» подготовила рекомендации по аудиорекламе
По инициативе СРО «Рекламный совет» (СРО «РС») Российскаяакадемия радио (РАР) согласовала с Федеральной антимонопольной службой Рекомендациипо соблюдению требований рекламного законодательства, которые касаются невоспринимаемой информации в аудиорекламе. Соответствующая информация появиласьна сайте саморегулятора 15 января.
Документ был разработан в СРО, чтобы пресечь распространениеаудиорекламы, в которой важная в силу закона информация распространяется такимспособом, что не воспринимается рядовыми потребителями. Текст Рекомендацийбудет доведен до всех членов Российской академии радио. В свою очередь, «Рекламныйсовет» планирует принять данные Рекомендации в качестве профессионального стандартадля своих членов и осуществлять контроль за их исполнением.
Комментируя причины разработки Рекомендаций, саморегуляторсообщил, что весной 2019 года к председателю правления «РС» Сергею Пилатовуобратился генеральный директор компании-члена СРО (ООО «Профи-коммуникации»)Николай Денисов. В полученном письме говорилось, что ФАС возбудила дело попризнакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО«Профи-коммуникации» как рекламодателя.
«ФАС России усмотрела нарушение требований части 7 статьи 28ФЗ «О рекламе» в рекламном аудиоролике, распространявшемся на радио «Вести ФМ».ФАС полагает, что форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителямвоспринять информацию о проектной декларации и наименовании застройщика в связисо скоростью представления информации. ООО «Профи-коммуникации» полагает, чтоаудиоролик не нарушает ФЗ «О рекламе», поскольку информация может бытьвоспринята потребителями рекламы. Также полагаем, что вопрос о восприятииинформации в данном случае должен быть решен с помощью специальных знаний, поделу должна быть назначена экспертиза, которая позволит ответить на вопрос овозможности обычного потребителя воспринять информацию о застройщике ипроектной декларации. В связи с чем просим Вас дать оценку указанной рекламе»,- сообщил член саморегулируемой организации.
В саморегулируемой организации, отметив, что скороговорки врадиорекламе применяются относительно часто, обратились к заместителюруководителя ФАС России, председателю комиссии по рассмотрению дел,возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, АндреюКашеварову.
«Действующий ФЗ «О рекламе» не содержит единых требованийдля скорости речи в аудиорекламе. При подобных обстоятельствах возникаетситуация правовой неопределенности, когда в одних случаях есть четкиетребования о нормативах скорости речи, а в других они остаются на субъективноеусмотрение правоприменителя. В целях устранения такой правовой неоднозначностиСРО полагает возможным взять на себя инициативу разработки стандартовсоблюдения скорости речи в аудиорекламе, в том числе с участием Российскойакадемии радио», - говорится в обращении саморегулятора, адресованном ФАС России.
Антимонопольная служба согласилась с предложением СРО и саморегуляторприступил к разработке необходимых нормативов. По данным «РС», самое деятельноеучастие в работе принял юрист, возглавляющий юридический департамент«Европейской медиагруппы», председатель правового комитета СРО «АМИ «РС» ДмитрийГригорьев.
Рекомендации пособлюдению требований рекламного законодательства в части использования невоспринимаемой информации в аудиорекламе
Данный документ является первым отраслевым стандартом,созданным по инициативе и при активной поддержке СРО «РС».
«Оценка рекламы должна осуществляться с позиции обычногопотребителя. Поэтому если информация изображена таким образом, что она невоспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветоваягамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению её смысла и вводит взаблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей,а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит частисущественной информации о рекламируемом товаре. Данная позиция применима и дляаудиорекламы, в том числе при распространении её на радиоканалах, в которойиспользуются скороговорки (слишком быстрая речь), а также иные способы оформлениярекламы (тихая, невнятная речь, обрывистые фразы), которые делают обязательнуюк размещению рекламную информацию не воспринимаемой», - говорится в преамбуледокумента, разработанного саморегулятором.
В Рекомендациях указано, что записанные рекламныеаудиосообщения, сокращенные по времени техническими средствами до появлениянеестественного голоса, не допускаются. А музыкальное (шумовое) сопровождениене должно мешать нормальному прослушиванию озвучиваемой информации.
«Таким образом, если в аудиорекламе часть информации,обязательной в силу требований закона, выполнена так, что она не воспринимаетсяпотребителем из-за ускоренной, быстрой речи, такая реклама считаетсяненадлежащей», - подчеркнули в СРО.
Напомним,данные Рекомендации были представлены на заседании Экспертного Совета ФАС поприменению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции,прошедшем 19 декабря в столице.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru