Все о поправках, регламентирующих введение обязательного саморегулирования в сферу охраны труда
В рамках IVСанкт-Петербургского международного форума труда Председатель совета СРО «Единыйцентр специалистов по охране труда» Мария Наседкина рассказала о внесенииизменений в Трудовой кодекс и отдельные законодательные акты, которые должны внедритьсаморегулирование в сферу охраны труда. Эксперт отметила, что саморегулятор принялактивное участие в разработке данных поправок.
Посетивший форум депутат Госдумы, Президент СРО «Единыйцентр специалистов по охране труда» Сергей Вострецов отметил, что до концавесенней сессии в нижнюю палату парламента могут внести соответствующий законопроект,призванный реформировать организацию охраны труда на предприятиях.
«Надеемся, что уже в рамках весенней сессии мы получимдокумент, который мы могли бы обсудить в Государственной Думе и вынести нанулевые слушания в Общественную палату», — сообщил Сергей Вострецов.
Авторы поправок
СРО «Единый центр специалистов по охране труда» на своемсайте разместила проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовойкодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в частисаморегулирования деятельности в области охраны труда». В пояснительной запискек поправкам авторы законодательной инициативы отметили, что данный проектфедерального закона направлен на «формирование общегосударственной моделисаморегулирования в области охраны труда». Также отмечается, что анализправоприменительной практики выявил ряд существенных проблем в трудовомзаконодательстве и организации взаимодействия участников отрасли.
«В настоящее время для того, чтобы соблюдались требования поохране труда, в организациях создаются специальные службы. Если таковыеотсутствуют, то привлекаются, в частности, аккредитованные организации,оказывающие услуги в данной области», - напоминают авторы поправок.
Аккредитацияучастников рынка VS саморегулирование
В настоящее время определен перечень услуг в области охранытруда, которые могут оказывать аккредитованные организации. К ним относятся:
- осуществление функций службы охраны труда илиспециалиста по охране труда работодателя, численность работников которого непревышает 50 человек;
- обучение работодателей и работников вопросамохраны труда.
Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги вобласти охраны труда (утв. Приказом Министерства здравоохранения от 1 апреля2010 г. N 205н), устанавливают порядок обязательной аккредитации организаций направо оказания услуг в области охраны труда. При этом такая аккредитацияосуществляется в целях:
- подтверждения компетентности организаций в сфереоказания услуг в области охраны труда;
- подтверждения полномочий организаций оказыватьуслуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-техническойбазы;
- обеспечения гарантий ответственности организацийперед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.
По данным Минтруда, в России существует 1 014организаций, осуществляющих функции охраны труда, еще 3 086 предприятийпроводят обучение работодателей в области охраны труда, а 307 фирм аккредитованына оба вида деятельности. Однако, как отмечают авторы поправок, данный механизмподтверждения профессионализма лиц, оказывающих услуги в области охраны труда,не может быть признан достаточным.
«Министерством труда и социальной защиты РоссийскойФедерации, органами государственного надзора и контроля и другими Федеральнымиведомствами принимаются определенные меры по совершенствованию законодательствапо охране труда и нормативно-правовому обеспечению охраны труда. В то же времяэто не приносит ощутимых результатов. Поиск новых законодательных решений вобласти охраны труда обусловлен объективной необходимостью улучшения условий ибезопасности труда в Российской Федерации в связи с даннымиконтрольно-надзорных органов по увеличению количества несчастных случаев напроизводстве», - подчеркивают значение предлагаемых поправок авторызаконопроекта.
Поправки предлагают заменить в Трудовом кодексе механизм государственнойаккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда,саморегулированием предпринимательской и профессиональной деятельности вобласти охраны труда.
В последние годы достаточно широкое распространение вРоссийской Федерации в различных сферах получило саморегулирование, развитиекоторого закреплено в Концепции долгосрочного социально-экономического развитиястраны в качестве одного из приоритетов.
Особенностисаморегулирования в сфере охраны труда
Основные принципы выстраивания института саморегулированиясогласуются также и с задачами повышения качества государственного управленияохраной труда и эффективности функционирования федеральных и территориальныхорганов исполнительной власти в сфере труда. Соответствующим проектом федерального закона предлагается установитьтребование об обязательном членстве лиц, оказывающих услуги в области охранытруда, в СРО.
Деятельности СРО в области охраны труда будет регулироватьсябазовым Федеральным законом № 315 «О саморегулируемых организациях». В своюочередь законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс предлагаетустановить:
1. определение основного понятия «саморегулируемаяорганизация в области охраны труда»;
2. виды саморегулируемых организаций в областиохраны труда:
- первый вид основан на членстве субъектовпредпринимательской деятельности в области охраны труда (юридические лица ииндивидуальные предприниматели),
- второй вид основан на членстве субъектовпрофессиональной деятельности (саморегулируемые организации объединяютфизических лиц – специалистов в области охраны труда);
3. особенности деятельности саморегулируемыхорганизаций в области охраны труда;
4. условия приобретения статуса саморегулируемойорганизации в области охраны труда;
5. минимальные требования к лицам, необходимые длявступления в саморегулируемую организацию в области охраны труда;
6. условия и порядок наделения правом членасаморегулируемой организации осуществлять деятельность в области охраны труда;
7. порядок возмещения вреда, причиненноговследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемойорганизации функций и услуг в области охраны труда;
8. создание и особенности деятельностиНационального объединения саморегулируемых организаций;
9. отмену части государственного регулирования вобласти охраны труда в целях исключения двойного допуска на рынок охраны труда;
10. особенности контроля саморегулируемойорганизацией за деятельностью своих членов и применения в отношении них мердисциплинарного воздействия.
Авторы законопроекта считают, что принятие поправок позволитсоздать условия для мотивации предпринимателей к повышению качества оказываемыхуслуг в области охраны труда. К примеру, будут созданы гарантии имущественнойответственности перед заинтересованными лицами – работодателями и работниками.
«Кроме этого, членство в саморегулируемой организациипридаст новый статус специалистам и организациям, осуществляющим деятельность вобласти охраны труда. Это позволит сократить число случаев некомпетентностиорганизаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В конечном счете,система саморегулирования направлена на предупреждение нарушений в сфере охранытруда на производстве в различных сферах экономической деятельности вРоссийской Федерации», - считают авторы законодательной инициативы.
Переходный период длявведения обязательного членства в СРО
Соответствующий проект федерального закона предусматривают,что поправки вступят в силу по истечении 180 дней со дняофициального опубликования. Это связано с тем, что их реализация потребует переходногопериода на создание дополнительных обязанностей работодателей и специалистов поохране труда.
Скидки к страховомутарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний
Также, чтобы стимулировать работодателя к привлечениюспециалистов по охране труда, состоящих в СРО, предлагается для предприятия закрепитьскидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отмечается, что степеньпрофессионального риска учитывается при определении страхового тарифа, исходяиз которого с учетом скидки или надбавки, страхователь уплачивает страховыевзносы.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается поитогам работы страхователя за три года и устанавливается с учетом состоянияохраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенныхобязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходовна обеспечение по страхованию. Указанные скидки и надбавки устанавливаютсястраховщиком в пределах страховых взносов, установленных бюджетом Фондасоциального страхования РФ.
Работодатели, привлекающие для оказания услуг в сфере охранытруда членов СРО, в зависимости от категории риска такого члена (при невысокихрисках), смогут направить соответствующие сведения в Фонд социальногострахования и получить преференции при страховании от несчастных случаев(скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
При повышенных рисках деятельности члена саморегулируемойорганизации, которого привлекает работодатель, скидка предоставляться не будет.Вусловиях обязательного саморегулирования такая мера стимулирует работодателейвыбирать для осуществления функций по охране труда лиц с наименьшими рисками, ачленов саморегулируемых организаций, в свою очередь, к улучшению своейдеятельности.
Национальноеобъединение СРО в сфере охраны труда
Законопроект предусматривает, что Национальное объединениеСРО займутся разработкой и утверждением локальных нормативных актов, обязательныхк применению СРО. В этой связи Нацобъединения установит методологию примененияриск-ориентированного подхода, в том числе порядок определения категории рисковчленов СРО.
Предлагаются следующие категории рисков членов СРО:
- первая категория (низкий риск);
- вторая категория (умеренный риск);
- третья категория (средний риск);
- четвертая категория (высокий риск);
- пятая категория (очень высокий риск);
- шестая категория (чрезвычайно высокий риск).
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru