1. Главная
  2. Статьи
  3. В.С.Плескачевский: По проекту концепции совершенствования механизмов саморегулирования
Статьи

193

В.С.Плескачевский: По проекту концепции совершенствования механизмов саморегулирования

 В.С.Плескачевский: По проекту концепции совершенствования механизмов саморегулированияКомментарии В.С.Плескачевского, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей, вошел в объединенный Свод замечаний на проект Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, подготовленный Экспертным советом при Правительстве РФ.

Напомним, ранее были представлены предложения по совершенствованию саморегулирования НИУ ВШЭ, а также мнения Вице-президента Сбербанка России Анны Поповой и заместителя начальника Экономического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дмитрия Скрипичникова.

Ниже представлен полный текст заключения вице-президента РСПП.

По проекту концепции совершенствования механизмов саморегулирования

1. Прежде всего хочется напомнить, что базовая концепция саморегулирования была разработана в 2001 году, как важнейшая часть Административной реформы Правительства РФ, основной целью которой было резкое сокращение бюрократического давления на бизнес и обеспечение единства подхода в сфере государственного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в РФ, а также обеспечение постепенного перехода с лицензирования на саморегулирование.
В одном из определений Конституционного суда СРО определяются как институты, «созданные по корпоративным признакам, но для исполнения публичных обязанностей». Основным девизом этой реформы была – «презумпция негосударственного регулирования», что во всех смыслах означало – если бизнес может регулировать себя самостоятельно, то государство не имеет права.
Первая часть, сокращение видов лицензирования, в значительной степени выполнена. С более двух тысяч лицензий в начале 2001 года, одним Законом о лицензировании в РФ к концу года перешли на чуть менее двухсот. А вот вторая часть, замещение лицензирования саморегулированием, несмотря на удачный эксперимент с саморегулированием арбитражных управляющих и, чуть позже, оценщиков, «застряло» почти на семь лет.

2. Причина была в жестком отраслевом противостоянии концепции Административной реформы различных отраслевых лоббистов, и отраслевых чиновников, и многих отраслевых профессионалов. Всем им при полном согласии с модной аббревиатурой СРО, хотелось «ручного» управления, больше отраслевых прав, и, обязательно, без всякой реальной ответственности. К сожалению, с принятием в 2009 году поправок к Градостроительному Кодексу без позиции Минэкономразвития и профильного Комитета ГД, было внесено изменение. Вместо нормы «в специальных законах может быть только дополнительные признаки (требования) к СРО», появилась норма – «…могут быть иные требования к СРО». Все законы о СРО с 2009 года не соблюдают концепцию о саморегулировании 2001 года. И это главная причина практически всех проблем саморегулирования в РФ на сегодняшний день.

3. Напомню, что рассматриваемая сегодня Концепция разработана Минэкономразвития на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации и, соответственно поручения Президента Российской Федерации. В свою очередь поручение Президента появилось на свет в результате, серьезнейшей работы Контрольного Управления АП РФ по анализу ситуации сложившейся в сфере саморегулирования и, в первую очередь, исполнения органами госвласти законодательства о саморегулировании. Хочется отметить, что в ходе этой работы, насколько мне известно, были опрошены десятки экспертов из различных сфер профессиональной и предпринимательской деятельности, материалы работы контрольных и регулирующих ФОИВов. В результате, в тексте пояснительной записки аккуратно изложены основные выводы этой работы, а в тексте Поручения Президента – основные цели.

4. Рассматриваемая Концепция в основном полностью соответствует задачам, поставленным Президентом, и соответственно – задачам совершенствования саморегулирования сформулированных Правительством РФ для Минэкономразвития.
Их всего три. В базовом законе о СРО необходимо:
- описать общие требования к вершине отраслевого саморегулирования – отраслевым Национальным объединениям саморегулируемых организаций (НОСО);
- описать общие требования к реализации государственного контроля и надзора за саморегулируемыми организациями и их членами (сегодня эта функция без всякой координации между собой распределена между пятью федеральными ведомствами)
- описать общие требования к механизмам ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями и обществом;

5. Из множества различных позиций представителей отраслей и экспертного сообщества, рассмотренных в ходе обсуждения, как самого Поручения Президента и Поручения Правительства, так и уже два месяца обсуждения различных итераций рассматриваемой Концепции можно сформулировать следующие дополнения:
- необходимо Министерство экономического развития в Правительстве РФ и, соответственно, профильный Комитет в ГД РФ сделать реально, а не на бумаге головными по теме госрегулирования и саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности;
- необходимо более четко сделать базовый закон о СРО действительно базовым и специально, и подробно обсудить с ведомствами и рынком реальные, а не выдуманные специфичности и особенности отраслевых требований к СРО, изложенных в специальных законах, в том числе и с учетом сложившейся практики;
- необходимо более четко в базовом законе определить, что каждый член каждой СРО должны иметь единый отраслевой признак, возможно по ОКПО;
- необходимо в базовом законе по возможности более четко разграничить полномочия государственных органов и НОСО и СРО, предъявив к последним больше ответственности за неисполнение своим публичных обязанностей;
- необходимо описать в базовом законе полномочия Нацобъединений (НОСО) по контролю и дисциплинарному надзору за СРО
- необходимо, наряду с предложениями Концепции о единстве подходов в вопросах государственного контроля и надзора, рассмотреть возможность создания единой самостоятельной службы для ведения единого реестра СРО и для реализации реально единого эффективного контроля и надзора за регулированием в саморегулировании;
- необходимо обсуждать и использовать давно опробованные механизмы реального «дистанционного» контроля за деятельностью СРО;

6. Некоторые позиции при обсуждении проекта Концепции, как то, «не надо нас трогать и так все хорошо», «мы сами разберемся со своим ведомством» или «зачем нам механизмы материальной ответственности перед потребителем, они все равно не работают» при подготовке настоящего доклада не были приняты во внимание, как не соответствующие принципам Административной реформы 2001-2008 гг и поручению Президента.

В подавляющем большинстве практикующее экспертное сообщество предлагает принять рассматриваемый проект Концепции совершенствования саморегулирования за основу и учесть озвученные предложения и дополнения.

Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Национальное объединение строителей проведет круглый стол по защите компенсационных фондов СРО
18.12.2024

Национальное объединение строителей проведет круглый стол по защите компенсационных фондов СРО

20 декабря Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) организует онлайн-встречу в формате круглого стола на тему: "Защита средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства". Мероприятие пройдет в режиме видеоконференции.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн