1. Главная
  2. Интервью
  3. Андрей Умников: «Пандемия закончится, а спрос за нацпроекты останется…»
Интервью

239

Андрей Умников: «Пандемия закончится, а спрос за нацпроекты останется…»

 Андрей Умников: «Пандемия закончится, а спрос за нацпроекты останется…»Так или иначе, пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные меры отразилась на всех сферах экономики. О положении в сфере обращения с отходами и работе саморегулируемой организации в условиях сложной эпидемиологической обстановки мы беседуем с генеральным директором РОСЭКОПРО, председателем Национального союза СРО операторов по обращению с отходами, членом Экспертного совета Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству – Андреем Умниковым.

– Андрей, как обстоят дела в сфере обращения с отходами в нынешних непростых условиях?

– Официальные СМИ не перестают повторять, что с тех пор, как в страну попала коронавирусная инфекция, у региональных операторов стало больше проблем, и неустанно кричат об обострении самой «главной проблемы» – уменьшения количество платежей за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО): «собираемость и без того составляла всего 70%, а теперь и вовсе многие компании стоят на пороге банкротства и работают себе в убыток». Но никто не говорит, что такое положение дел, это следствие проблем, искусственно созданных самим государством.

Первое. В последнее время, по политическим и эпидемиологическим причинам, очень много разговоров о Конституции нашей страны, как основном Законе государства. Но почему-то не одно федеральное СМИ не разу не подняло вопрос о законности введения института региональных операторов.

В статье 34 основного Закона черным по белому написано – «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Пролоббированные в 2014 году поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» узаконивают антиконституционное положение – монополизм региональных операторов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

И сегодня получается, что более 80 тысяч перевозчиков ТКО должны идти на поклон к чуть более 200 монополистам, в подавляющем большинстве аффилированным с местными властями, и работать на них по их, зачастую незаконным, требованиям. На рынке практически искоренена добросовестная конкуренция, соответственно и качество услуг очень низкое.

Второе. В связи с тем, что подавляющее большинство участников рынка перевозок ТКО – это ИП и микропредприятия, многие из них не выдерживают условий тотальной монополии и банкротятся, поэтому задача, поставленная президентом Путиным в майском (2018) Указе об обеспечении к 2024 году увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в России, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек, на мой взгляд, уже сегодня попадает в разряд «миссия не выполнима».

Третье. Население нашей страны, которое и так трудно назвать обеспеченным, а уж в условиях затянувшейся, так называемой, «самоизоляции» - тем более, прекрасно понимает, что региональные операторы основной своей целью считают не выполнение тех обязанностей, которые им прописало законодательство, а максимальный сбор платежей с населения.

Пример простой. В законе об «Отходах производства и потребления» понятие «обращение с отходами» расшифровывается как – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Этим же законом и «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, четко прописаны обязанности региональных операторов - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО.

Однако, в постановлении правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в противоречие указанным Федеральному закону и постановлению того же правительства, в понятие «обращение с твердыми коммунальными отходами» урезано до транспортирования, обезвреживания и захоронения, а об обработке и утилизации речь не идет.

Поэтому регоператоры и не вкладывают свои средства в строительство мусороперерабатывающих заводов, на что рассчитывали авторы федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», а по старинке, не заморачиваясь, везут отходы на свалки, в том числе и закрытые, но по ценам, в разы выше прежних, которые население платило до начала «мусорной реформы». Люди все это прекрасно видят, поэтому и не желают платить за не предоставленные услуги.

Более того, невыполнение обязанностей по обработке и утилизации ТКО со стороны региональных операторов – это бойкот реализации федерального проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО», т. к. запланированные 182 млрд. внебюджетных рублей – это, в том числе, и запланированный вклад регоператоров в строительство обрабатывающих и перерабатывающих мощностей, а на сегодня на выходе «пшик».

РОСЭКОПРО неоднократно обращался в Генеральную прокуратуру РФ с указанием на несоответствия подзаконного акта (постановления правительства РФ от 06.05.2011 № 354) требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и просьбой принять меры, но в ответ получали обтекаемые ответы и предложения обратиться в суд. При этом Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» говорит о том, что «Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации». Так что проблемы, о которых шумят федеральные СМИ, полностью созданы руками наших чиновников и лоббистов, которые беззастенчиво, как это сейчас нередко практикуется, проигнорировали требования Конституции Российской Федерации, и вот результат налицо.

– Понятно, но Правительство выделяет какую-то помощь участникам рынка обращения с ТКО, чтобы избежать мусорных коллапсов?

– Да, выделяет, но не всем участникам рынка, а опять-же - региональным операторам в размере 10,247 млрд. руб. Таким образом, если эту сумму поровну разделить между всеми региональными операторами, по получится порядка 50 млн. руб. на каждого. Неплохо, да? Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 473 утверждены «Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».

Но опять возникают вопросы.

Первый. Как региональные операторы «обеспечивают достижение целей, показателей и результатов» федерального проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО» я сказал выше – практически никак.

Второй. По информации СМИ, дебиторская задолженность у региональных операторов на март текущего года составляла 51 млрд. руб. Кредиторская задолженность региональных операторов на тот же март составляла 55 млрд. руб., но она растет. В итоге, региональные операторы живут за счет неплатежей субподрядным перевозчикам и инфраструктурным объектам (полигоны, свалки, мусоросортировочные станции), построенным ранее (сами то они ничего не построили). Другими словами, регоператоры живут за счет других и работают в долг. По субподрядным перевозчикам кассовый разрыв 2-4 месяца, т.е. некоторым субподрядчикам еще за декабрь 2019 года не заплатили. Правительство выделило региональным операторам более 10 млрд. руб., но из указанного постановления Правительства РФ не понятно, на какие цели. Выпадающие доходы? На текущие расходы? На возврат долгов? Системы мониторинга оплаты кредиторки нет, поэтому регоператор может эти деньги потратить на что угодно, но при этом не рассчитаться с долгами, а о финансировании строительства мусороперерабатывающих предприятий речь вообще не идет – значит, угроза мусорного коллапса не просто останется, а еще более возрастет.

– А как на Ваш взгляд, в стране идет внедрение раздельного сбора отходов?

– К раздельному сбору отходов (РСО) я, как и все здравомыслящие люди, отношусь положительно. Но так, как его пытаются культивировать и внедрять у нас – не лезет ни в какие ворота. Мы на сайте РОСЭКОПРО разместили три вопроса по РСО:

Первый. В каждом регионе страны есть мусороперерабатывающие заводы (МПЗ), куда повезут отсортированные отходы (пластик, стекло, бумагу, картон, металлические банки) или их еще только планируют построить к 2024 году в рамках национального проекта «Экология»?

Второй. В каждом районе (населённом пункте) страны есть специальные транспортные средства для перевозки отсортированных отходов (пластика, стекла, бумаги, картона, металлических банок) или будем отсортированные и смешанные отходы возить вперемешку в одном мусоровозе, как возят в Москве?

Третий. Какие материальные стимулы и преференции (именные акции МПЗ, льготы по оплате коммунальной услуги «обращение с ТКО», субсидии пожилым людям, скидки по оплате на маленьких детей и т. д.) получит население за выполненную работу по сортировке отходов и доставку их собственными руками к местам сбора? Как писал К. Маркс – «бесплатный труд ведет к рабству», а в Российской Федерации за использование рабского труда предусмотрено уголовное наказание (ст. 127.2 УК РФ). Ответов на указанные вопросы мы пока ни от кого не получили.

Но есть и положительные новости. 6 мая появилась информация, что Минприроды, чтобы стимулировать граждан и бизнес раздельно собирать, отвозить и утилизировать отходы, предлагает освободить от уплаты НДС операции по реализации вторичных ресурсов, а физлиц, получивших доходы от сдачи или продажи вторсырья, – от уплаты НДФЛ. Кроме того, в планах ведомства снизить плату для граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО в части отходов, которые накапливаются раздельно, – вплоть до полностью бесплатного вывоза раздельно собранных отходов. Для мусоровывозящих компаний же установят запрет смешивать обычный мусор с тем, который граждане соберут в отдельный бак для переработки. При этом в нацпроекте «Экология» появится отдельный показатель по «созданию условий для раздельного накопления отходов», а в территориальные схемы субъектов (документы, которые учитывают все операции с мусором в регионе) должны быть включены «перспективные объекты по утилизации вторичных ресурсов». Мы полностью поддерживаем инициативу Минприроды России, но опять же пока не понятны механизмы их реализации и контроля – ведь Росприроднадзор у нас не резиновый.

– Как в сложившейся ситуации будут реализованы национальные проекты, в частности «Экология»?

– РОСЭКОПРО – это объединение профессиональных операторов по обращению с отходами, осуществляющих перевозки ТКО, поэтому мы, как никто другой, заинтересованы в реализации федерального проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО» – одного из 10-ти федеральных проектов, входящих в национальный проект «Экология» и непосредственно касающийся рынка обращения с ТКО. Заинтересованность перевозчиков в успешной реализации указанного федерального проекта заключается в двух конечных результатах, закрепленных в его паспорте: 1-й – введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке ТКО 36,7 млн. тонн и 2-й – введение в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки ТКО 22,9 млн. тонн. Таким образом, перевозчики ТКО к концу 2024 года рассчитывают получить конечные пункты транспортирования, рассчитанные на прием 59,6 млн. тонн ТКО, которые должны стать гарантированными и доступными площадками доставки и выгрузки отходов.

Более того, мы очень надеемся, что с вводом в эксплуатацию указанных мощностей, ТКО будут рассматриваться, не как отходы, а как сырье для мусороперерабатывающих заводов, доставка которого должна оплачиваться получателем, а не как сейчас – сдаешь покрышки на перерабатывающее предприятие, да еще платишь деньги, чтобы приняли, а они потом эту резину перерабатывают и продают, получая значительную прибыль.

Финансовое обеспечение реализации федерального проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО» запланировано в размере 276,721 млрд. руб., из которых 182,0 млрд. руб. – из внебюджетных источников финансирования. Однако реальность уже сильно отличается от планов. Так, в ноябре 2019 года Правительством было принято решение по снижению финансирования строительства утилизирующих мощностей ТКО из средств федерального бюджета на 50% в период 2020-2024, т. е. вместо 92,706 млрд. руб., запланированных в федеральном проекте «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО», при самом оптимистичном развитии событий, из бюджета будет выделено всего 46,353 млрд. руб. Инвесторы также не спешат вкладываться в проект – по оценке Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, озвученной в марте 2020 года, объем внебюджетных инвестиций на реализацию национального проекта «Экология» в 2019 году оценивается в размере 8,5% от их предусмотренного объема на весь период его реализации.

21 апреля в СМИ появилась информация, что Министерство финансов планирует пополнить резервный фонд правительства РФ за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий нацпроекта «Экология». Речь идет о сумме 8,6 млрд. руб., из них 2,8 млрд. руб. из проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО» – уже остается 43,553 млрд. бюджетных рублей. Так что пока сплошное секвестирование бюджетных затрат, а внебюджетных поступлений даже на горизонте не просматривается.

– Андрей, Вы являетесь председателем Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами. Какие предложения у института саморегулирования отрасли для спасения указанных проектов, ведь вопрос их реализации – это вопрос выполнения или не выполнения Указа Президента России?

– На сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что реализация мер, принимаемых руководством страны в целях недопущения дальнейшего распространения коронавирусной инфекции, поддержки экономики и восстановления ее работы потребует дополнительных и значительных финансовых расходов, в связи с чем будут внесены изменения в федеральный бюджет в целях обеспечение выполнения таких мер за счет средств, предназначенных, в том числе, для реализации национальных проектов, включая национальный проект «Экология», а значит и федеральный проект «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО».

С учетом, мягко сказать, «ахового» положения на нефтяном рынке, поступлений в бюджет от продажи «черного золота» по всей видимости не ожидается. Более того, к сожалению, в России сложилась такая практика, что в первую очередь забирают бюджетные средства у проектов по охране окружающей среды и экологии, поэтому, несомненно, что в этих условиях необходимо искать дополнительные, внебюджетные, источники финансирования, и мы предлагаем следующее.

Каждая из наших отраслевых СРО обеспечивает ответственность по выполнению обязательств своих членов, возникшим в результате причинения вреда здоровью или имуществу граждан и ущерба окружающей среде при транспортировании ТКО, путем формирования компенсационного фонда. Мы предлагаем законодательно установить, что величина взноса в компенсационный фонд не может быть менее десяти процентов от цены договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, заключенному индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом с региональным оператором на дату вступления в СРО. Таким образом, мы «привязываем» размер взноса в компенсационный фонд к планируемому объему транспортирования ТКО, т. е. заранее обеспечиваем финансовую гарантию устранения возможного причинения вреда и ущерба. Хотел бы отметить, что на сегодня в отрасли обращения с отходами, как и в других отраслях, кроме строительства, проектирования и инженерных изысканий, нет механизма гарантийного финансового обеспечения ликвидации причиненного вреда или ущерба при осуществлении какой-либо деятельности.

В отличие от строительных СРО, мы предлагаем средства всех компенсационных фондов СРО аккумулировать на депозитных счетах одного банка с участием государственного капитала, так называемого «уполномоченного банка». За счет размещения средств на депозитных счетах «уполномоченного банка» запускается механизм комиссионного вознаграждения, которое консолидировано направляется на формирование внебюджетного источника финансирования проектов в сфере обращения с ТКО (ВИФ). Указанные средства будут инвестироваться только в проекты в сфере обращения с ТКО, а полученный доход будет направляться на пополнение компенсационных фондов СРО.

При оперативной законодательной инициативе Правительства Российской Федерации в течении короткого периода объем средств, аккумулированных в ВИФ, достигнет порядка 4-5 млрд. рублей, что может обеспечить, к примеру, закупку, доставку, шефмонтаж, наладку и обучение персонала 625 мусоросортировочных станций мощностью 50 тыс. тонн/год отечественного производства, т. е. по 7 мусоросортировочных станций на каждый субъект Российской Федерации – разве это не реальная помощь государству в реализации федерального проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО» и поддержке российского производителя?

Несомненно, что объем средств ВИФ значительно меньше объема внебюджетного финансирования, запланированного для реализации федерального проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО», но это, в отличии запланированного внебюджетного финансирования, реальные деньги, а с учетом сложившейся ситуации необходимо использовать все возможные механизмы и инструменты для практической реализации задачи по созданию комплексной отрасли обращения с ТКО – ведь пандемия пройдет, а нацпроекты останутся, как останутся и «стрелочники» в случае их невыполнения, поэтому – «лучше синица в руках чем журавль в небе».



В этом году Национальный союз уже дважды обращался в ППК «Российский экологический оператор» с просьбой о встречи с руководством, но, к сожалению, ни одного ответа на обращения не получил. Не исключаю, что причиной отсутствия ответов явилось введение ограничений в работе ППК РЭО, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции, поэтому очень надеюсь, что после окончания режима «повышенной готовности» в Москве, мое предложение новым генеральным директором ППК «Российский экологический оператор» г-ном Гудковым будет принято.

– А если г-н Гудков не откликнется на Ваше предложение?

– Ну, ППК РЭО – это не конечная инстанция, тем более, что г-н Гудков персональную ответственность за реализацию федерального проекта «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО» не несет. Пойду дальше и буду добиваться встречи с Министром природных ресурсов и экологии Дмитрием Николаевичем Кобылкиным и курирующим вице-премьером Викторией Валериевной Абрамченко, ведь у них есть приемные дни и часы, а то на сегодня у участников рынка обращения с отходами уже формируется устойчивое и негативное мнение, что государству внебюджетные деньги на софинансирование нацпроектов не нужны.


Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

СРО в Забайкальском крае: В г. Чите действует СРО Некоммерческое партнерство «Управляющих организаций ЖКХ «Забайкалье» (СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье»). Данной организации я не нашла в реестре саморегулируемых организаций РФ, размещенного на вашем сайте, означает ли это то, что данная СРО осуществляет свою деятельность не законно?

Ответ:

СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье» зарегистрировано в государственном реестре добровольных СРО за номером 0021 от 28.12.2009. Реестр СРО в сфере ЖКХ (добровольных СРО), ведёт Росреестр, на нашем сайте информация о добровольных СРО размещена в Реестре добровольных СРО. Мы в реестре СРО публикуем подробную информацию о саморегулируемых организаций.
Вернуть старый дизайн